С какими препятствиями сталкивается предприниматель в Армении, если он обладает гражданской ответственностью. О своем опыте рассказывает предприниматель, инженер Вардгес Гаспари. В первой части цикла он сообщил о проблемах с Институтом метрологии, во второй – о «контрольных ценах», в третьей Гаспари говорит о том, как можно потерять международных партнеров.
Часть III. Как лишиться иностранных партнеров
Выиграв тендер на импорт тайваньского пульта управления подъемным краном, Вардгес Гаспари столкнулся с созданными таможенными органами препятствиями и, в конце концов, потерял грузинских партнеров. ООО «ВАЛ Отомейшн» должно было заняться импортом пультов управления в Армению, растаможиванием и экспортом в Грузию.
Прежде, чем импортировать товар в Армению, Гаспари, предвидя вероятность бюрократической канители, обратился в Минфин с просьбой сообщить о процедуре импорта данного устройства. По словам предпринимателя, замминистра Вахтанг Мирумян дал общий ответ.
«Я сказал: Вы не интервью «Айлур»-у даете [новостная программа на общественном ТВ], я предоставил вам инвойс, меня интересует этот товар, а не общие законы», — рассказал Гаспари Epress.am.
Таможенные органы отвечали конкретнее. Согласно им, для импорта в Армению этого пульта управления и дальнейшего экспорта необходимо 3 разрешения: заключения о том, что он не имеет военного значения, не является товаром двойного назначения и документ из министерства транспорта и связи и Службы нацбезопасности, так как это криптографическое устройство. По словам Вардгеса Гаспари, криптографическими являются все виды систем дистанционного управления, в том числе пульты для ворот, игрушечных автомобилей, и на рынке их множество. Все ли эти импортеры получили разрешение СНБ?
В Службе нацбезопасности предпринимателю сообщили, что для данного товара разрешения не требуется.
«Этот процесс длился 10 дней и 10 ночей. Из-за крупного договорного обязательства [с партнерами] я провел на таможне несколько дней и ночей. Они говорили «идите домой, придете утром», я отвечал «нет, подожду», чтобы поняли, что вопрос имеет жизненно важное значение. Я не госчиновник, чтобы получать зарплату вне зависимости от своих обязательств», — отметил собеседник.
В итоге Гаспари лег на землю, блокировав вход в кабинет начальника таможни. И только после этого ему разрешили растаможку. Пульты дистанционного управления были импортированы в Грузию с опозданием, после этого партнеры отказались от сделок с ним.