В Конституции Армении есть неверная формулировка: вместо «власть принадлежит гражданину» говорится «власть принадлежит народу», что позволяет правящему режиму попирать права гражданина. Об этом лидер партии «Цегакрон» Шант Арутюнян заявил на заседании суда над ним и его единомышленниками.
«Власть принадлежит народу» — размытое выражение, так как что значит народ ? 1000 человек тоже народ, и 5000 народ, из Диаспоры ежегодно приезжают 150 000 человек, они тоже народ. Власть должна принадлежать только гражданину. Это логическая ошибка, чреватая процессом, по которому меня здесь судят. Может, как гражданин я злоупотребил своей властью, может, и нет», — сказал Арутюнян.
Ошибки есть и в Уголовном кодексе: «Если в Армении все равны перед законом, то перед статьей о применении силы в отношении представителя власти должна быть статья «применение силы представителем власти к гражданину во время реализации им своего конституционного права». Когда будут две эквивалентные статьи, тогда можно будет определить, являются ли правомерными действия полицейского. Или вы заранее решили, что представитель власти не может быть преступником?», — поинтересовался подсудимый.
Сравнивая правовые системы СССР и независимой Армении, политзаключенный заявил, что в законодательстве страны были закреплены прямо противоположные положения. К примеру, Конституция позволяла провести референдум и выйти из состава Советского Союза, однако тот, кто предпринял бы такое, пошел бы под суд за антисоветскую деятельность. В современной Армении Конституция также предоставляет возможность проводить свободные демонстрации, однако УК не защищает проводящего акцию гражданина.
Также Арутюнян заявил, что и в армянских, и в советских судах, в отличие от мировых, руководствуются не презумпцией невиновности, а виновностью. «Говорили «докажи, что ты не верблюд». Нет, брат, ты докажи, что я виновен. Какой смысл говорить о смягчающих обстоятельствах, если очевидно, что человек невиновен? Какая разница, есть у него 5 детей или нет? Если у него пятеро, значит, он может убить человека и его не станут судить? Логика отсутствует», — вывел подсудимый.
По его словам, даже «в подлой советской стране» законодательство было гуманнее, чем сегодня в Армении. К примеру, в СССР запрещалось преследование Дорожной полицией человека, нарушившего правила дорожного движения, так как после первого нарушения, убегая от полиции, водитель мог совершить преступление посерьезнее, к примеру, задавить пешехода.
Арутюнян и его единомышленники обвиняются в совершении хулиганства 5 ноября с применением предметов, используемых в качестве оружия, статья предусматривает от 4 до 7 лет заключения. Мкртич Ованисян, Артур Маргарян и Ваге Мкртчян обвиняются в применении к представителю власти опасного для жизни насилия, предусматривается от 5 до 10 тюрьмы. Для несовершеннолетнего сына Шанта Арутюняна Шагена прокурор требует 5 лет заключения.
Ряд местных и международных правозащитников признали их политзаключенными.