Признание Россией независимости республики Южная Осетия семь лет назад еще не означает, что бывшая часть Грузии стала суверенным государством. Подобное мнение в интервью “Эхо Кавказа” высказал цхинвалский эксперт Роланд Келехсаев. По его словам, дело не в абсолютной военной и финансовой зависимости от России и даже не в ограниченном статусе, а в постоянном вмешательстве Москвы во внутриполитическую жизнь республики.
“Мне кажется, Москва чрезмерно контролирует внутриполитический процесс через своих представителей, зачастую не очень умных, компетентных. Их вмешательство иногда неуместно, а иногда они просто камня на камне не оставляют от нашего суверенитета. Например, так было в ноябре 2011 года, когда кураторы по своему усмотрению отменили итоги выборов президента, по сути, перечеркнули волеизъявление народа. Не в пользу суверенитета и устоявшееся у нас негласное правило: каждый югоосетинский политик обязательно должен получить благословление кураторов, иначе его просто физически не подпустят к власти. С другой стороны, и у нас не видно политиков, которые бы могли предложить старшему брату разумный баланс в отношениях и настоять на нем, чтобы как-то разграничить наши суверенные права и наши обязанности перед главным союзником и покровителем”.
По мнению российского политолога Сергея Маркедонова, вопрос независимости не стоит так уж остро перед южными осетинами: в отличие от Абхазии, где изначально были настроены на создание национального государства, в Южной Осетии превалировала идея объединения с братской Северной Осетией под эгидой России. Правда, есть в Южной Осетии и сторонники суверенитета, у них своя логика, аргументация, но они, как отмечает аналитик, пока явно не представляют доминирующее большинство.
По словам Маркедонова, успешное развитие важно не только для Южной Осетии, но и для России, потому что через подобные программы развития реализуется то, что называется привлекательностью российского проекта. В этом смысле происходящее в республике – предмет пристального внимания многих государств. И если за семь лет процесс восстановления крохотной республики не завершен, то делаются определенные выводы, совсем не комплиментарные для России.
“Из этого, кстати, не следует, что люди разочаруются и побегут в сторону Грузии. Совсем нет. Просто процесс фрустрации будет нарастать, будут расти недовольство и запрос на повышение качества этого самоопределения. Я, когда приезжаю в Абхазию или в Южную Осетию, всегда говорю, что в 2008 году была закрыта одна страница истории, теперь началась другая. И как ее напишут, зависит от вас самих и российских политиков. Мнения, что, дескать, все, мы отделались от Грузии и настало царство свободы – это иллюзия, от которой надо уходить”, — сказал политолог.