Состязание в древности
автор Сеймур Байджан
опубликовано на «Радио Азадлыг»
— Кадры, которые я увидел на экране телевизора в кафе, куда зашел перекусить, невольно привлекли мое внимание. Один дует в зурну, другой барабанит на нагаре, третий играет на сазе, этот делает шашлык, тот ест шашлык…
Три-четыре человека внутри деревянного макета корабля шагают по дороге, а с другой стороны развевают голубое полотнище, будто морские волны. Воины со старинными мечами и щитами, мотоциклисты, воздушный шар, чучела Машади Ибада и животных, обитающих на территории Сальянского района…
И все эти картины перемешались между собой. Ужасающая сцена. Самый смелый и своенравный режиссер мог позавидовать этим кадрам.
Интересно, по какому случаю? Что за праздник? Кто вернулся в страну или уехал? Где опять нашли месторождение газа? Где снова обнаружились залежи нефти? Знать бы, каких успехов мы опять добились? Интересно, какие опять не имеющие аналога достижения обрели наша страна и наш народ?
Недолго пришлось ждать, чтобы узнать причину всей этой суматохи. Оказывается, в 2011 году во время раскопок на Сальянском участке дороги Аляты-Масаллыв местечке под названием Бабаджанлы было обнаружено около двадцати гробниц в виде глиняных кувшинов.
Наши ученые определили, что этим гробницам 2800 лет. Вот, оказывается, из-за чего весь этот сыр-бор.
Отмечалось 2800-летие Сальянского района. Среди всей этой суматохи и шашлычного дыма разговорили одну румынку. Женщина сказала, что у них нет таких древних мест: «Когда вернусь в свою страну, обязательно расскажу всем об этом месте».
От её слов я, как азербайджанец, готов был со стыда провалиться сквозь землю. Меня бросило в жар, капля пота, скатившись с моего лба, упала прямо в чашку. В каком же мы состоянии, как мы смешны — иностранцы прикалываются над нами.
Наверное, многие, кто слышал слова этой женщины-румынки, очень обрадовались: смотрите, какая у нас древняя история. Настолько древняя, что даже иностранцев изумляет.
На самом деле высказывание румынки полностью соответствует философии безразличия. Им пофиг, они приезжают погулять. Едят, пьют. Иногда немного денег зарабатывают. Скажут понарошку пару хвалебных слов. Народ слушает, изумляется. Принимают слова иностранцев за чистую монету.
Так конъюнктурщики, подхалимы, люди, для которых все средства хороши — лишь бы заработать деньги, обращаются с безграмотными людьми. Помню был такой рисунок в учебнике истории средних веков. Европейцы раздавали аборигенам бубенчики и зеркала и забирали у них все богатства. Аборигены позванивали этими бубенчиками и чувствовали себя счастливыми.
Теперь эти бубенчики и зеркала заменяет ложная похвала. Каждый раз, сталкиваясь с подобной картиной, слыша, как какой-то иностранец восхваляет нашу кухню, природу, образ мышления и нашу историю, вспоминается та иллюстрация из учебника истории средних веков…
Продолжение этой суматохи мне пришлось наблюдать в другом месте, на экране другого телевизора. Изменилась марка телевизора, причина происходящего, а точнее, марка происходящего оставалась прежней.
Прошло несколько часов, я опять проголодался. Опять сидел в кафе. А на экране продолжалась художественная часть мероприятия. На сей раз на сцене под фонограмму выступали певицы, иногда кружась, демонстрируя себя. Иногда читали стихи, посвященные родине, говорили о достижениях родины. Сидящие в передних рядах видные дяди в галстуках и костюмах двусмысленно разглядывали их.
Мы заражаемся присущей армянам болезнью древностью. Мы на очень неверном, да, что там неверном — на позорном пути. Повторяем ошибки армян. Армяне надоели всем этими разговорами о своей древности. Сделали себя объектом насмешек. Из-за этой болезни древностью поставили под сомнение даже действительно имевшие место в своей истории события.
В таком случае, почему мы хотим быть древними? Ответа на этот вопрос я не могу найти. Каждый год где-то находят какую-то гробницу. Каждый год где-то обнаруживается древнее поселение. И мы становимся все древнее и древнее. Возраст Гянджи чуть ли не каждый год увеличивается на 500 лет. Васиф муаллим (председатель Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики) ускоренными темпами делает древним Нахичевань.
Куда мы идем с такой скоростью? Так мы, в конце концов, вернемся в пещеры. А дальше куда?
Человек занимается спортом. Делает все, чтобы выглядеть молодым, остаться молодым. Тратит деньги, проливает пот. Человеку приятно, когда говоришь, что он выглядит моложе своего возраста. Принимает это как комплимент. Почему же народ должен получать удовольствие от становления древним? Почему народ должен бояться своего небольшого возраста? Разве американцы древний народ? Нет, никакие не древние. Это не мешает им властвовать над миром.
Тогда как понимать это соперничество маленьких народов в состязании кто кого древнее, придумывание смешных легенд и плачевных сказок о своей древности?
Ты можешь свою историю фальсифицировать, делать древнее сколько душе угодно. К счастью или несчастью, это никак не влияет на реальность. Реальность заключается в том, что у многих соревнующихся в древности и гордящихся своим прошлым народов нет настоящего. Ежегодно 50 тысяч армян (гордящихся своей древностью) в поисках лучшей жизни и хлеба покидают Армению. Пожалуйста, вот тебе и древность. Намажь её на хлеб вместо масла и ешь.
Все в наших руках. Давайте припишем Сальяну не 2800, а 28 тысяч лет. Что это меняет? Если это что-то меняет, давайте проведем стотысячелетие Гянджи. Ладно, а возраст Нахичевани пусть будет миллион лет. Это что-нибудь изменит?
Пусть лучше Сальяну будет 10, Гяндже 15, а Нахичевани 20 лет, но чтобы люди могли посещать нормальный детский сад, нормальную школу. Чтобы было, где работать. Пусть Азербайджану будет ноль лет, но чтобы получали нормальную пенсию, не жили в страхе, не боялись отправляли детей в армию, доверяли здравоохранению и образованию…
Как-то гуляя с Эльмиром Мирзоевым на бульваре, мы увидели книготорговца, который продавал сказки для детей. Мы обрадовались, что на бульваре продают книги для детей. Люди увидят, заинтересуются, купят своим детям.
Я взял одну из книг сказок и полистал. Сказка была об обнаружении в Нахичевани могилы Ноя. Не буду отнимать время описанием сюжета. Ученые, историки Васиф муаллима много говорили об этом, много писали. Радость наша была недолгой.
Мы, держа в руках книгу, обсуждали её, в это время продавец сказал: «Это — новые сказки». Было бы лишним что-то добавить после столь искренних, мудрых слов…