Азербайджан готов продолжить сотрудничество с Россией в военной области, а информация о том, что между Москвой и Баку существуют нерешенные финансовые вопросы по контрактам на закупку российских вооружений, не соответствует действительности. Об этом в интервью московской газете “Коммерсант” после встречи с главой МИД России заявил его азербайджанский коллега Эльмар Мамедъяров, отметив, что Баку интересует лишь качество поставляемого оружия.
Он также разъяснил содержание ноты, направленной Азербайджаном в МИД России в связи с поставками российского оружия Армении.
— В чем была суть ноты, которую Баку направил Москве в связи с поставками оружия Армении?
— Эта была не первая нота такого рода. С одной стороны, Россия выступает в качестве сопредседателя Минской группы. С другой — мы признаем, что у любого государства есть право поставлять вооружения той стране, которой оно сочтет нужным. Содержание ноты сводилось к просьбе, чтобы Россия, когда поставляет вооружения Армении, учитывала, что эти вооружения не должны оказаться на оккупированных азербайджанских территориях. В таких поставках существует правило конечного пользователя. Если бы конечным пользователем была Армения, то вопрос не выходил бы за рамки двусторонних отношений между Москвой и Ереваном. А когда оружие оказывается на оккупированных территориях Азербайджана, это совсем другое дело.
— В любом случае это оружие окажется на территории Нагорного Карабаха.
— В этом и была суть ноты. Учитывая, что Россия признает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, в присутствии российского оружия на оккупированных территориях полностью отсутствует логика. В российском МИДе, как следовало из дальнейших заявлений Москвы, верно восприняли тон переданного нами документа.
— Какие еще вопросы войдут в повестку следующей встречи с вашим российским коллегой?
— Мы будем обсуждать развитие двустороннего сотрудничества, в частности урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. При этом сфокусироваться мы планируем на перспективах транспортного коридора “Север-Юг” — идее соединения железных дорог стран Северной Европы, России, Азербайджана, Ирана и далее Пакистана и Индии. Недавно мы вернулись из Ирана — в Тегеране выражают большую заинтересованность в реализации этого проекта.
— Из него выпадает Армения.
— Ереван должен сам определять, в какой форме он может принять в нем участие. Но если сравнивать железнодорожную и транспортную инфраструктуру Азербайджана и Армении, то по уровню они несопоставимы. Наша железная дорога проложена вплоть до границы с Ираном. До конца года будут построены железнодорожный мост и соединение железной дороги с выходом на Иран. А иранская сторона в ближайшие два года планирует завершить строительство железной дороги из Решта (Иран) до Астары (Азербайджан) по берегу Каспийского моря. Речь идет о реальной, уже существующей инфраструктуре.
— По ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Почему на линии соприкосновения азербайджанских и армянских вооруженных сил не создан механизм объективного контроля?
— Среди жертв нарушения режима прекращения огня подавляющее большинство — гражданское население Азербайджана. С противоположной стороны его вообще нет: оно было насильственно изгнано с мест своего многовекового проживания только за принадлежность к азербайджанской нации. Необходимость ввести в действие такой механизм намеренно выносит на повестку дня Ереван. Это технический вопрос, который нужен Армении, чтобы отвлечь внимание от всестороннего политико-правового решения конфликта, сохранить статус-кво и продолжать оккупацию азербайджанских территорий. Мы и раньше говорили, что механизм расследования инцидентов можно было бы ввести в процессе вывода оттуда армянских войск. Стоит им покинуть территории Азербайджана, инциденты и вовсе будут исчерпаны, расследовать станет нечего.