На выборах в Национальное Собрание 2 апреля представитель общественного блока «Независимый наблюдатель» на избирательном участке 20/53 в Гегаркуникской области заметил, как неизвестный сопровождал группу военнослужащих к кабинке для голосования и оставался там же, затем – неподалеку от участка. Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи подал сообщение о преступлении, однако жалобу отклонили на основании невозможности установить личность человека.
По сообщению правозащитной организации, в ходе голосования наблюдатель потребовал зарегистрировать инцидент и обратился к полицейским, которые трижды просили неизвестного покинуть территорию. Наблюдатель заявил, что этот и прибывший на участок позже другой неизвестный делали себе какие-то пометки и вслух зачитывали имена военнослужащих.
В тот же день член блока «Независимый наблюдатель» ванадзорский офис ХГА подал сообщение о преступлении. Однако решением следователя Г. Аветисяна от 11 апреля в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием события преступления.
«В решении говорится, что военнослужащие и сопровождавший их командный состав не препятствовали реализации избирательного права, свободному волеизъявлению избирателей, работе комиссии и тайне голосования», — пишет организация. При этом, согласно заявлению, содержание решения указывает на то, что допрошенные, находившиеся на избирательном участке, не отрицали, что человек в военной униформе длительное время провел у кабинки, сидел рядом с членами участковой комиссии, на что, однако, не имел права. Об этом свидетельствуют также прикрепленные к сообщению фотографии, на которых можно видеть этого человека.
«Тем не менее, следователь пренебрег данным обстоятельством, счел, что никаких прав не было нарушено и не совершено никаких уголовно наказуемых деяний». С учетом того, что допросы не опровергли наличие события преступления, а все обстоятельства дела можно выяснить только заведя уголовное дело и проведя должное расследование, ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи обратился в генпрокуратуру Армении.
Военная прокуратура заявила, что установить личность неизвестных не удалось.
«И этим «обосновала», что орган, осуществляющий производство, проявил достаточное усердие для всестороннего, полного и объективного расследования. Затем настоял на том, что разъяснительные работы не подтвердили факт препятствования работе комиссии, волеизъявления избирателей или тайне голосования и с такой аргументацией отклонила жалобу, оставив в законной силе решение об отказе в возбуждении уголовного дела». Правозащитная организация сообщает, что решение следователя будет обжаловано в судебном порядке.