Правительство Армении разрешило Зангезурскому медномолибденовому комбинату расширить участок своих недр и увеличить срок добычи. Решением 2016г. разрешение на горнопромышленную деятельность выдано на 25 лет для добычи 22 млн. тонн меди и молибдена. До принятия этого решения Комбинату разрешалось добывать до 12.5 тонн в год.
Министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов приняло решение на основе разрешения министерства охраны природы. Экологи считают его незаконным, так как не была учтена оценка воздействия на окружающую среду: увеличивая промышленные объемы, комбинат не предусматривает увеличения объемов хвостохранилища.
Общественная организация «Экологическое право» обратилась в Административный суд, требуя признать приказ недействительным.
«На сегодняшний день проблема заключается в хвостохранилище. Даже в условиях существующих объемов вместимость Арцваникского хвостохранилища иссякает. А теперь и объемы хотят увеличить. Также предусматривается, что сюда же будут сливать хвосты из рудника в Личке. Поэтому в этот раз мы сконцентрировались на хвостохранилище, чтобы и суд не уклонялся от сути», — заявил адвокат организации Айк Алумян.
«Они и сами говорят, что хвостохранилища хватит на 12 лет, хотя я так не думаю. Но если ты выдал разрешение на 25 лет… Согласно закону об оценке воздействия на окружающую среду, должно оцениваться суммарное воздействие за весь период. Министр не имел права одобрять, так как разрешение было выдано с нарушением закона. У них нет территории для вмещения такого объема отходов», — сказал председатель «Экологического права» Артур Григорян.
Предварительное заседание по делу уже состоялось. Судья Административного суда Аргишти Газарян запретил журналистам вести съемку в случае, когда ни истцы, ни представители министерства-ответчика не были против. По словам судьи, съемка «будет сковывать проводящего заседание».
Также Газарян отметил, что Зангезурский медномолибденовый комбинат должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьей стороны. Заседание отложено до тех пор, пока не будет обеспечено присутствие компании-добытчика.