19 декабря прокуратура Армении в попытке дать разъяснения, наконец, отреагировала на поднимаемые вопросы. В частности, говорится, что подозреваемый в преступлении и содержащийся на территории 102-ой российской военбазы военный не может быть передан армянским правоохранительным органам, так как это «противоречит законодательству РФ». Об этом говорится в заявлении общественной организации «Союз информированных граждан».
Согласно обвинению, 2 декабря военнослужащий дислоцированной в Гюмри российской военбазы жестоко избил 57-летнюю сотрудницу отдела охраны жилищно-коммунального хозяйства и окружающей среды при мэрии второго по величине армянского города, вследствие чего женщина скончалась, однако российский военнослужащий не был арестован местными правоохранительными органами, он содержится на территории военной базы, что противоречит ряду армяно-российских договоров.
12 декабря в этой связи поднялась волна негодования, вопрос прокомментировали ряд армянских партий, премьер Пашинян и посольство РФ в Ереване.
«Вероятно, прокуратура имеет в виду статью 61 Конституции РФ, согласно которой, «гражданин России не может быть экстрадирован с территории России или быть передан другому государству».
Иными словами, прокуратура Армении считает территорию размещенной в Гюмри 102-ой военбазы территорией РФ. Между тем, в подписанном в 1995 году договоре «О российской военбазе на территории Республики Армения» и последовавших за ним соглашениях четко сказано, что военбаза размещена на территории Республики Армения и нигде нет ни слова о том, что военбаза — территория РФ», — напоминают авторы заявления.
То есть обвиняемый в преступлении российский военнослужащий находится на территории Армении, а не России, следовательно, запрет российской Конституции на него не распространяется.
«Конституция РФ действует на территории военбазы ровно столько, сколько это предусматривается межгосударственными соглашениями. А согласно статье 4 договора от 1997 года «Между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения», дела о совершении преступления на территории Армении лицами из состава российской военной базы подлежат рассмотрению компетентными органами Армении с применением законодательства Армении».
Следовательно, российская сторона не имеет права препятствовать проводимому в Армении следствию, в том числе путем защиты обвиняемого военного.
Отметим, что схожая ситуация возникла в январе 2015 года, когда тот факт, что убивший семью Аветисянов Валерий Пермяков не был передан армянской стороне, оправдывал генпрокурор Геворг Костанян, также ссылавшийся на Конституцию РФ».