4 февраля больше 15 семей из Азербайджана были доставлены в Дюссельдорфский аэропорт для депортации в Азербайджан специальным рейсом. По сообщению сайта Azlegat.com, запланированный рейс не состоялся по техническим причинам и около 7 часов утра семьи были возвращены в места своего проживания.
Среди доставленных в аэропорт были больные, членов некоторых семей не оказалось дома, но ни один из этих фактов не был учтён сотрудниками соответствующих органов, прибывших депортировать этих людей.
Отец семерых детей, Сабухи Гусейнов, проживавший в городе Кассель, не желая возвращаться в Азербайджан, даже порезал себе вены. Сейчас он находится в больнице и ещё не пришёл в сознание. Об этом Мейдан ТВ сообщила супруга Сабухи Гусейнова, Кёнуль Гусейнова.
Это не первый случай попытки суицида среди подлежащих депортации азербайджанцев. Напомним, что в своем материале «Город ждущих убежища: десятки тысяч азербайджанских граждан пытаются любой ценой укорениться в Европе» Мейдан ТВ уже рассказывал истории подлежащих депортации из европейских стран азербайджанцев. Согласно официальной информации, 18 июня 2018 года из Германии были депортированы 51 азербайджанцев. На депортацию многие реагируют истерикой: случались попытки самоубийства, сопротивления полиции. В январе этого года депортируемые азербайджанцы даже взяли в заложники сотрудников службы безопасности и иммиграции.
Кенуль Гусейнова рассказала нам свою историю о том, как семья попала в Германию, и почему они не хотят возвращаться в Азербайджан: «Это был 2015 год, мой муж был водителем камаза. Возил в Мингячевир и продавал строительный камень и песок. В тот год в стране проходили Первые Европейские Игры. Некоторые соревнования проводились в Мингячевире. В течение месяца был поставлен запрет на въезд в город грузовых машин. А у нас большая семья. Шестеро детей и мы двое, 8 человек. Представляете, что значит не работать целый месяц? А потом доллар подорожал. Мы попали в крайне сложное положение».
Гусейнова отмечает, что попавшая в сложное положение семья неоднократно обращалась к главе исполнительной власти города Мингячевир и обсуждала с ним ситуацию. Но так и не дождалась от него никакой помощи. «Камаз ровно месяц отстоял у въезда в город. А мы еще и жили на съемной квартире. Когда у мужа была работа, он каждый месяц переводил 50 манатов в Фонд социальной защиты. Но когда работы не было и мы утопали в долгах, нам не предоставили никакую социальную помощь, несмотря на многочисленные обращения. Когда стало совсем тяжело, я написала письма Салиму Муслимову (бывший министр труда и соцзащиты населения – прим.ред.), президенту, Мехрибан Алиевой, Омбудсмену, но безрезультатно».
После этого семья отправилась в Баку, на прием к Мехрибан Алиевой: «Тогда я была беременна седьмым ребёнком. Когда мы пришли, в очереди на прием стояло очень много людей, мой номер был 472-й. Я сказала, что приехала из Мингячевира, и взяла в долг деньги на дорогу. Попросила принять меня как можно раньше». Ей сказали приходить через 2-3 месяца, именно тогда должна была дойти ее очередь. После чего беременной женщине стало плохо: «Я рассердилась, сказала, что виновато во всем этом правительство, Ильхам Алиев, Мехрибан Алиева. В это время стоявший у двери полицейский повалил меня на пол и начал бить по животу. Мой муж начал ругаться с ним. После чего его забрали в полицию».
Кёнуль Гусейнова целую неделю ничего не знала о своем муже. Все, что им сообщили, Сабухи «арестовали за оскорбление президента». По утверждению самого Сабухи, его пытали в тюрьме. «Когда мы приехали в Мингячевир, к нам домой заявились полицейские, и сказали, что нам надо молчать. Мой муж продал камаз за очень низкую цену, мы сбежали через Грузию в Россию, 3 месяца жили там. Через некоторое время скончался мой отец. Я –единственный ребенок в семье, и хотела быть на похоронах, но нас не пустили через границу из–за ребенка, которого я родила в России. Через два месяца мы смогли собрать документы и вернуться».
Проблемы на этом не закончились. Будучи в России, Сабухи Гусейнов создал себе профиль на Facebook, где выложил пост, в котором написал обо всем, что произошло с ним. После возвращения в Азербайджан его забрала полиция Мингячевира.
«Сказали, ты должен удалить то, что написал о правительстве. Муж не согласился». После этого его часто забирали в полицейское отделение – за участие на митингах, избивали и задерживали на несколько дней: «Потом муж заболел. Я преподавала в школе и получала 158 манатов зарплаты. Этих денег не хватало ни на что. И еще полицейские никак не унимались, все требовали у мужа закрыть свою страничку на Facebook. Угрожали, говорили, что в противном случае «твоего ребенка может сбить машина на улице, или же что-то может случиться с супругой».
Сабухи Гусейнов, боясь за свою жизнь и жизнь своей семьи, обратился в посольство Германии в Азербайджане за помощью. Ответа не последовало. «Затем мы написали письмо в город Нюрдберг в Германии. На почте нам заявили, что не могут отправить письмо, пока не прочтут содержимое. А ознакомившись с текстом письма, работница почты позвонила в полицию. Сказала, тут одна женщина написала в Германию письмо против правительства. Я сразу же ушла оттуда».
Она не успела дойти до дома, в дороге ее задержали сотрудники полиции, и стали угрожать: «В итоге мне пришлось приехать в Баку, и отправить письмо оттуда. Через месяц нам написали, предложили приехать на свои деньги, обещали помочь по приезду. И мы поехали».
Кёнуль Гусейнова не понимает, почему правительство Германии их депортирует. Они даже не указывают причину: «Нам говорят – у вас богатая страна, президент ваш говорит, что у вас демократия, страна процветает, все хорошо, так возвращайтесь в свою страну. Когда полицейские приехали забрать нас в аэропорт, муж порезал себе вены в ванной, пока я собирала сумки. Я зашла в ванную и увидела лужу крови. А полицейские ждали у двери. Сейчас он в больнице».
Гусейнова говорит, что если все в стране действительно было бы хорошо, она бы вернулась, не задумываясь. Но сейчас она боится возвращаться. «Если завтра с моими детьми что-то случится, я буду мучиться от угрызения совести. Кому нравится покидать родину? Если бы Ильхам Алиев был хорошим президентом, народ бы не разбежался кто куда».