Активист движения Nida Гияс Ибрагимов выйдя на свободу, сказал, что пока не все политзаключенные освобождены нельзя считать, что справедливость восторжествовала. «Но если противостоящая нам сила отступила — мы должны дальше наступать и добиться освобождения всех».
Ибрагимов выразил надежду, что «это все-таки начало конца плохих вещей в стране». Он сказал, что внутри колонии отказался от участия в торжественной церемонии, посвященной по помилованию из-за присутствия там провластных СМИ, которые обычно оправдывают репрессии властей, передает Contact.az.
https://www.youtube.com/watch?v=lNbywI9HL4s
Проведший в тюрьме 6 лет другой активист Nida Илькин Рустамзаде заявил, что выходит на свободу с гордостью, потому что не писал прошения о помиловании. «Борьба продолжается — нам нельзя останавливаться. Моя личная свобода — это не главное. Главное — свобода для всего Азербайджана, воцарение демократических ценностей».
Еще один активист Nida Байрам Мамедов сказал, что продолжит борьбу с той точки, где остановился. «Тюрьма закаляет человека, и это закалка позволяет нам продолжить борьбу за свои идеалы».
B воскресенье началось исполнение распоряжения президента Азербайджана о помиловании. На свободу выходят также политзаключенные, один из которых экс-министр здравоохранения Али Инсанов заявил, что не ожидал своего освобождения. «Я полагал, что пожизненно будут оставаться в тюрьме. Я вышел на свободу благодаря усилиям демократического Запада, Европы, Европейского союза, Совета Европы, США. С меня сняли кандалы правительство, Конгресс США, европейские структуры», — сказал Инсанов журналистам у ворот колонии после своего освобождения.
https://www.youtube.com/watch?v=lXb3fjEJGIo
Он подчеркнул, что будет оставаться «в оппозиции к режиму», не уедет из страны и «продолжит борьбу за демократическое устройство Азербайджана».
Подвергнув критике власти за «тяжелое положение в стране» Инсанов заявил: «Я только что покинул концлагерь режима. Но я вышел из малой тюрьмы в большую тюрьму».
Зампред ПНФА Гезяль Байрамлы заявила журналистам, что не ожидала своего освобождения, потому что не писала прошения о помиловании, ибо не совершала преступления, и ей не было в чем раскаиваться. «Я без всяких оснований провела два годы в тюремном заключении. Мой арест был связан с моей политической деятельностью. Но я выдержала это испытание и уже с сегодняшнего дня продолжу свою политическую деятельность в качестве зампреда ПНФА и члена координационного центра Национального совета демократических сил».
По уточненным данным правозащитников, подписанное президентом Азербайджана распоряжение о помиловании коснулось 51 политзаключенного. Однако активисты считают, что распоряжение не решило проблему и в тюрьмах остаются по разным спискам от 74 до 80 политзаключенных.
По словам члена рабочей группы гражданского общества по составлению единого списка политзаключенных Башира Сулейманлы, такого массового освобождения политзаключенных не было с начала нулевых годов, когда Азербайджан вступал в Совет Европы. Помилованы не только известные молодежные и оппозиционные активисты, бывшие госчиновники, но и все лица, осужденные за участие в протестных акциях социального характера в городах Исмаиллы, Сиязани, Мингячевире.
Помилован блогер Рашад Рамазанов (Агаддин), редактор сайта azadxeber.org Ниджат Алиев. Есть помилованные из числа различных категорий верующих, в том числе осужденные по Нардаранским событиям 2015 г., по делу «Саида Дадашбейли» и др., сказал Сулейманлы.
Ранее в начале марта из списка политзаключенных в начале марта выбыли два человека — блогер Мехман Гусейнов и глава молодежной организации партии «Мусават» Абульфаз Садыгбейли, который был осужден условно.
Таким образом, из списка 127 политзаключенных, объявленного рабочей группой в феврале, выбывают 53 осужденных Однако в списке все еще остаются 74 человека.
Сулейманлы с сожалением констатировал, что помилование не коснулось журналистов Афгана Мухтарлы и Сеймура Хази, активиста партии Народного фронта Фуада Ахмедли и др.
Инициатор кампании «Освободи!» в социальных сетях , глава Клуба прав человека Расул Джафаров назвал помилование «правильным шагом в направлении решения проблемы политзаключенных, однако проблемы полностью не решены».
Джафаров отметил, что распоряжение затронуло практически все категории политзаключенных. При этом исключение составили группа осужденных по делу Исламской партии, во главе с ее лидером Мовсумом Самедовым и «пожизненники».
Речь идет о лицах, которые в начале и середине 1990-х гг. были осуждены к смертной казни. После ее отмены осужденным автоматически назначили пожизненное заключение, что было неправомерно, поскольку на момент их осуждения альтернативой смертной казни было наказания в виде лишения свободы сроком на 15 лет, отметил Джафаров.
Помилование коснулось также шиитского богослова Зульфугара Микаилова (Микаилзаде), зампреда движения «Мусульманское единство» Эльчина Гасымова и активиста этой организации Эльмана Агаева, осужденных по Нардаранским событиям.
Помимо политзаключенных в числе помилованных также бывшие высокопоставленные должностные лица — бывший заместитель министра обороны Мехман Салимов, бывший глава ПО Бакинского городской телефонной связи Бейтулла Гусейнов.