Главной переменой через год после отставки Сержа Саргсяна стали свободные и справедливые выборы. По мнению, политолога Эдгара Варданяна, говорить о полноценном становлении института выборов еще рано, но, тем не менее, заложен серьезный фундамент. «Очень велика вероятность, что институт состоится».
Первый шаг, по его словам, уже сделан. Он упомянул о выборах в парламент и органы местного самоуправления, отметив важность того, что они были признаны справедливыми не только властями, но также их оппонентами и международным сообществом.
Варданян прокомментировал различные заявления о том, что, несмотря на разговоры об искоренении системной коррупции, ее проявления имеют место в высших эшелонах власти: «Отсутствие системной коррупции не предполагает того, что ее не может быть в высших инстанциях. Это даже не значит, что лицо, занимающее должность номер один, обязательно вне коррупции, и что только в этом случае можно утверждать, что ее нет. В международной практике есть множество примеров того, как в коррупции обвинили даже занимавшего высшую руководящую должность, при этом никто не называл данную страну коррумпированной, даже наоборот».
Что в таком случае представляет собой системная коррупция и что значит ее отсутствие, спрашивает политолог и отвечает: это значит, что ни на каком уровне власти нет согласия действовать по коррупционным схемам.
Для руководителя Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степана Григоряна революцией является тот факт, что бывшие министры, депутаты и президент попали под обвинения. Между тем, говорит он, прежняя власть говорила о борьбе с коррупцией, однако не привлекала никого к ответственности даже на уровне заместителя главы какого-либо отдела. При этом для успеха этого «серьезного процесса», по его мнению, необходимы системные реформы.
Он счел смешным тот факт, что в стране действует парламентская система правления, в которую «нас внесли главари Республиканской партии», в случае, когда партий в стране практически нет. «Нужно срочно принять новый закон, в котором государство возьмет на себя обязательство их финансировать. Нужно изменить Избирательный кодекс, чтобы партии знали, в каких выборах они будут участвовать завтра. Многие согласятся с тем, что рейтинговая система позорна. Я не стану этого повторять. Но вам известно, что действующая рейтинговая система не предполагает фиксированного числа депутатов? Вы знаете, что вместо 105 депутатов у нас 132, за это мы платим из бюджета дополнительные 20-30%», — в частности, сказал он.
Политологи прокомментировали критику по поводу нежелания властей внести изменения в Конституцию и избавиться от суперпремьерской модели управления, унаследованной от предшественников. По мнению Эдгара Варданяна, система нуждается в экспертном исследовании. «Такая модель была в интересах прежней власти. Да, однозначно. Но является ли она сама по себе антиконституционной? Не знаю. Думаю, может и не быть таковой. А хороша ли она вообще? Это покажет время. Конечно, мы можем провести исследование, узнать, к каким результатам она привела в других странах, но в Армении этого не делают. Они обещали [изменить], требование выполнить это обещание легитимно вне зависимости от того, что покажет исследование. Говорили, что это плохая система, от нее нужно отказаться, а теперь пошли на попятную. Это уже проблематично».
В то же время политолог предположил, что с целью избежать кадровой резни было решено сохранить инструменты, которые могут обеспечить управление при помощи суперпремьерской модели. «Для нейтрализации проблем, которые могут возникнуть и возникают сегодня, используются суперпремьерские полномочия. Альтернатива — устранение проблем. В этом случае необходимы серьезные кадровые изменения».