Минюст РФ включил Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционера Алексея Навального в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. «Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведенного Главным управлением Минюста России по Москве текущего контроля за ее деятельностью», – говорится в сообщении ведомства.
Детали проверки не раскрываются. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу Минюста с вопросами, какая деятельность ФБК была признана политической и какое иностранное финансирование получала организация.
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» — некоммерческий фонд, созданный Алексеем Навальным в 2011 году, основной деятельностью которого являются расследования, раскрытия коррупционных схем и пресечения коррупции в высших органах российской власти. Фонд объединяет все проекты Навального и занимается сбором средств на их работу, причём Навальный отказался от анонимных пожертвований. 9 октября 2019 года Минюст России внёс ФБК в список иностранных агентов.
Координаторы проектов Навального («РосПил», «РосЯма», «РосВыборы», «Добрая машина правды», «РосЖКХ») являются сотрудниками Фонда. В 2014 году в фонде работало около 30 человек, в 2017 году (по данным фонда) работает около 40 человек, средняя зарплата которых составляет порядка 70 тыс. рублей в месяц.
Некоммерческая организация вносится в список иностранных агентов при двух условиях: она должна получать финансирование из-за рубежа и вести политическую деятельность. Иностранным финансированием согласно закону считаются деньги и имущество, полученные от иностранных государств и граждан, международных и иностранных организаций, а также российских юридических лиц, получающих деньги и иное имущество от указанных источников.
Статус иностранного агента накладывает на НКО дополнительные обязательства: ей нужно чаще отчитываться перед Минюстом, указывать на всех своих материалах и сайте, что она признана иностранным агентом. В случае отсутствия такой маркировки НКО может быть оштрафована. За многократное нарушение закона об иностранных агентах предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно закону об основных гарантиях избирательных прав граждан иностранные агенты не могут участвовать в выдвижении кандидатов, избрании зарегистрированных кандидатов, инициировать референдумы, а также участвовать в избирательных кампаниях и референдумах. Кроме того, они не могут вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и партий. Именно из-за этой формулировки «Левада-центр», признанный иностранным агентом, не может в период избирательной кампании публиковать предвыборные опросы, поскольку проведение социсследований также признано политической деятельностью.
Пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш написала в своем Twitter, что фонд никогда не получал иностранных пожертвований. «Это решение – такое же давление на нас и попытка остановить нашу деятельность, как дело о мнимом «отмывании денег», – уверена она. Директор ФБК Иван Жданов назвал включение фонда в список иностранных агентов «очередной попыткой задушить ФБК». Сам Навальный выразил уверенность, что Минюст принял решение «по прямому указу Путина» и действия ведомства «абсолютно незаконны».
В начале августа Следственный комитет (СК) сообщил о возбуждении уголовного дела об отмывании денег в ФБК. Следователи указывали, что с января 2016 г. по декабрь 2018 г. сотрудники фонда получили от третьих лиц крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте. Эти средства, как утверждает СК, были получены преступным путем, о чем ФБК было известно. Для легализации денег соучастники через банкоматы внесли их на расчетные счета нескольких банков. После этого средства были зачислены на текущие расчетные счета фонда. Ведомство утверждало, что речь идет об 1 млрд руб.
В сентябре в фонде, НКО «Защита прав граждан» и у соратников Навального прошли обыски по этому делу. Басманный суд Москвы арестовал счета фонда и НКО, а также более 100 счетов физических и юридических лиц, связанных с организациями. Постановления суда были переданы в банки. Движение средств по всем счетам было заблокировано. Общую сумму замороженных на счетах средств ФБК не называл. По информации Ярмыш, обеспечительная мера коснулась 75 млн руб. «Это та сумма, которую считают «отмытой» (не миллиард, как пишет СК)», – поясняла она.