Чтобы сломать цепь распространения коронавируса, правительство Армении приняло решение изолировать не только инфицированных, но и тех, кто вступал с ними в тесный контакт. Изолируют также прибывших из стран-зон риска, вне зависимости от их самочувствия или наличия симптомов заражения. Число изолированных превысило 600 человек.
Большинство из них разместили в цахкадзорском 5-звездочном отеле «Голден Пелес» и в доме отдыха Ереванского госуниверситета. Часть их проживает в принадлежащем итальянской компании «Ренко АрмЭстейт» жилом доме, расположенном в Английском парке в Ереване.
Прибывших 15 марта чартерным рейсом из Италии граждан изолировали в дилижанском училище имени Монте Мелконяна. Среди них – наши коллеги Инесса Тадевосян и Айк Вардзелян, которые рассказали об организованном посольством Армении рейсе и условиях, в которых они содержатся.
Инесса Тадевосян
— Оставаться в Италии было уже опасно. Я решила вернуться в Армению. Пыталась купить билет у «Ryanair» на 14 марта, но с 13-го отменили все рейсы. Я позвонила в посольство. Оказалось, что правительство организует для нас чартерный рейс.
Сложнее всего было добраться из села Сандриго в Рим, поезда не работали. Я постоянно звонила в посольство, они говорили «пытаемся решить вопрос, будьте спокойны». Затем сказали, что из Венеции выедет автобус. Я нашла там девушку-армянку, попросила ее приютить меня на день. Отправилась в Венецию, а на следующий день нас отвезли в Рим.
Мы ни за что не платили: ни за автобус, ни за билет на самолет. Посольство даже выделило деньги на то, что нам могло понадобиться по дороге из Венеции в Рим.
В аэропорту сотрудники посольства раздали нам пакеты с едой, предметами первой необходимости.
Проверки в итальянском аэропорту проводили армяне: члены экипажа нашего самолета, один из них – врач. Он вместе с нами приехал в Дилижан. На них была «экипировка космонавтов» — закрыты полностью. До посадки в самолет останавливали, проверяли. Длилось это 2 часа. Измеряли температуру каждому, задавали вопросы, рассказывали о правилах безопасности.
У одного человека было плохое самочувствие. Не уверена, что из-за коронавируса. Может, он просто устал. По прибытии в Армению его увезли в больницу на машине скорой помощи, нас – на автобусах в Дилижан.
В самолете были двое, не желавшие отправляться в Дилижан. Изначально мы не знали, куда нас отвезут. Думали, что в Цахкадзор, в «Голден Пелес». Выяснилось, нет – в дилижанское училище. Эти двое стали жаловаться, кричали, что не поедут в Дилижан. Говорили «Вот вам и Никол! Что вам здесь, тюрьма?». Потребовали отвезти их в «нормальное место», сказали, что в противном случае не выйдут из самолета. И не вышли. Мы сошли, они остались. Ждали их целый час.
На самом деле, здесь очень хорошие условия. В основном проживаем в отдельных комнатах. Кто-то по собственному желанию изолировался с семьей или друзьями. Общаться друг с другом нельзя.
Двери комнат закрыты. Дело в том, что они не могли оставить двери открытыми и просто призвать не открывать их. Все равно бы открывали.
Еда хорошая. Из Артланча. Три раза в день. Приносят какие-то женщины, напуганные оставляют у двери и сбегают. Они тоже в спецодежде, но все равно боятся.
Есть интернет. Врачи обследуют по несколько раз в день.
Айк Вардзелян
— Наш рейс был запланирован на 14 марта, отменили в последний момент. Мы связались с посольством, сказали, что из Армении прибудет самолет за всеми, кто там застрял. Нас было человек 60-70, если не больше.
В самолете сажали по отдельности тех, кто прибыл из Милана, из Рима и так далее. Там ситуация и риски отличались, в зависимости от города. Они попытались учесть это.
Нам раздали перчатки, маски, дезинфицирующие средства. В самолете периодически меняли перчатки и маски. Время от времени территорию дезинфицировали.
Когда прилетели, нам снова заменили маски и перчатки. Зарегистрировали и разместили по автобусам. Прибывшие из Милана были в одном автобусе, из Рима – в другом.
Нас привезли в Дилижан, в училище имени Монте Мелконяна. Разместили в разных комнатах: комнаты со всеми удобствами, чистые. Нет нужды выходить. Еду приносят без опозданий. Вода, кофе, чай – все есть. Если кто-то в чем-то нуждался, скажем, в каком-либо средстве гигиены, давали. Периодически проводят проверки. Жаловаться не на что.
Не все изолированные в Армении лица содержатся в гостиницах: сотрудники ЗАО «Армаэронавигация» (само)изолировались в одном из административных зданий ереванского аэропорта «Звартноц». Один из них участвовал в ставшей знаменитой помолвке в Эчмиадзине, где и заразился коронавирусом. Для обеспечения беспрерывного воздушного передвижения и предотвращения дальнейшего распространения коронавируса было принято решение на две недели изолировать персонал компании (75 человек) на их рабочем месте.
Изолированы и сотрудники одного из цехов в Ереване. Их коллеги, у которых обнаружен коронавирус, находятся в Инфекционной больнице Норк Мараш.
Фото Айка Вардзеляна