Главная / Здравоохранение / Коечный фонд, неопределенность, иностранные врачи: брифинг министра Торосяна

Коечный фонд, неопределенность, иностранные врачи: брифинг министра Торосяна

Коечного фонда в больницах достаточно: пока удается справиться с числом нуждающихся в госпитализации, тяжелых и крайне тяжелых случаев среди них нет, в основном это случаи средней тяжести. Поток не прекращается: граждане выписываются, принимаются новые пациенты. По состоянию на 11 июня в крайне тяжелом состоянии находились 100 человек, в сумме — 525 человек в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Это очень большая цифра, которая не снижается в последние дни и колеблется в рамках 500. Об этом в ходе брифинга в пятницу, 12 июня, заявил министр здравоохранения Армении Арсен Торосян.

«С точки зрения перегруженности коечного фонда в отделениях реанимации места у нас пока есть, но их наличие само по себе не может быть положительной оценкой ситуации, так как у нас почти 70% смертности среди людей в крайне тяжелом состоянии. В случае с тяжелыми этот показатель, конечно, ниже. У нас почти 90-процентная смертность среди граждан, подключенных к аппаратам искусственной вентиляции легких», – сказал министр.

О снижении показателей говорить рано: бывали дни, когда подтверждалось более 700 случаев инфицирования коронавирусом, сегодня их больше 600. Это немаленький показатель для нашей страны. «Наши действия должны быть более интенсивными именно в направлении сдерживания цифр. Решить вопрос можно только благодаря коллективному поведению. Когда фиксируем сегодняшние показатели, видим некоторое напряжение, но сложно оценить, не будь строгих ограничений последних дней, связанных с ношением маски, было бы у нас 600 или, к примеру, 800 случаев в день».

Делать расчеты тоже непросто, так как эффективное ношение медицинских масок тоже понятие растяжимое.

«Предположим, все носят правильные маски, в таком случае можно сказать, что через 7 дней будет существенный спад. Под правильными масками я имею в виду трехслойные медицинские маски. Ношение всеми правильной маски приводит к снижению репродуктивного показателя, что означает, что 10 человек заражают одного и так далее.

При правильном ношении маски показатель остается выше 1: по нашим оценкам, сейчас в Армении показатель колеблется от 1.2 до 1.3, это очень высокий показатель.

Инфекция все еще распространяется. Необходимо, чтобы мы совместными усилиями снизили этот показатель, но на практике измерить это невозможно», – отметил министр, подчеркнув, что эффективность самодельных или немедицинских масок сомнительна, однако их ношение эффективнее отсутствия маски вообще.

Также Торосян указал на наличие множества неясностей касательно заболевания, таких, как вопрос распространения инфекции бессимптомными носителями. Он привел пример, когда бессимптомный носитель не заразил человека, проживавшего с ним в одной комнате. При этом есть и другой случай, когда заражение имело место. Вокруг этого вопроса развернулась серьезная академическая полемика: были исследования, показавшие, что с точки зрения распространения инфекции бессимптомные носители не представляют угрозы и нужно сосредоточиться на тех, у кого есть соответствующие симптомы.

Но были исследования, свидетельствовавшие о том, что в 50% случаев заболевание распространялось бессимптомными носителями.

Что подразумевается под бессимптомными носителями, тоже неясно. Предполагается, что человек не кашляет, не чихает, следовательно, распространяет инфекцию только при выдохе. Неизвестно также, достаточно ли количество выдыхаемых вирусов, чтобы заразить человека, находящегося в метре от носителя. Такие знания появляются в течение лет. Бессимптомный — тоже не является 100-процентным определением: в этом случае болезнь может длиться недолго и остаться незамеченной.

Министр также выразил сожаление в связи с тем, что острые респираторные инфекции, как правило, активизируются осенью. В Армении — в основном в ноябре. Даже в случае стран, преодолевших угрозу, остается велика вероятность новой вспышки пандемии осенью: «В том числе потому, что, развивая мощности, мы учитываем не только сиюминутные нужды, но также готовимся к осени, несмотря на то, что проблемы есть и сейчас».

Инфицированные, чье состояние оценивается как легкое или средней степени тяжести, останутся дома: «Да, люди будут выписаны из больниц в том числе после изменения степени тяжести. Этой политики придерживаются во всем мире. Случаи с легким течением болезни или средней тяжести должны оставаться под контролем участкового терапевта. Если случай легкий, необходимости в контроле и не будет».

Торосян заявил, что были проблемы, связанные с поликлиниками, которые, по его словам, ощутили перегруженность на себе: сразу взять на себя такую функцию непросто. Над улучшением работы поликлиник, считает министр, должны работать общины и органы местного самоуправления.

Отвечая на вопрос о том, почему министерство не пользуется ресурсами некоторых больниц, в частности, медцентра «Наири», Арсен Торосян заметил: «В этот процесс изначально была вовлечена вся система здравоохранения, в соответствии со специальными принципами. Эти принципы будут действовать всегда, и всегда будут медицинские центры, которые должны держаться подальше от коронавируса. Здравоохранение занимается не только коронавирусом, но и всеми другими заболеваниями. Принято решение о том, что «Наири» не будет участвовать в лечении коронавирусного заболевания, и это было верное решение, которое остается в силе».

Что касается отказа от использования ресурсов, предложенных Университетской больницей N1, министр отметил: нельзя забывать, что речь всего о 10 койках из 2200.

Торосян прокомментировал также оказание помощи международным медицинским сообществом: завтра спецрейсом прибудет 10 врачей из Франции, специалисты из Литвы будут в Армении, вероятно, уже на следующей неделе. Российские врачи также выразили желание помочь: ожидается прибытие из РФ около 50 человек, которые будут работать, по всей вероятности, в течение нескольких недель.

Кроме того, ведутся переговоры с европейским офисом Всемирной организации здравоохранения вокруг визита команд, специально созданных для подобных чрезвычайных ситуаций. Вероятно, это будет либо польская, либо израильская команда, однако окончательного решения еще нет, сроки не определены.