Накануне президент Армен Саргсян заявил, что приказ об увольнении начальника Генштаба ВС Армении Оника Гаспаряна [выступившего с требованием об отставке главы правительства] – не обычное кадровое изменение, что никто не может оказать на него давление и что у него есть три дня на то, чтобы подписать или отправить решение обратно. И пока все ждут, что решит президент, он проводит совещания с представителями политических сил и Генерального штаба.
Но в соответствии с какой правовой процедурой президент вправе отклонить, оспорить или отправить обратно ходатайство премьер-министра об увольнении начальника Генштаба? В конце концов, насколько рискованно возможное проведение внеочередных выборов в сложившейся ситуации? На вопросы Epress.am ответил глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
Согласно действующей Конституции, крестным отцом которой, по словам собеседника, является Серж Саргсян, а ее существование обеспечил Грайр Товмасян, президент страны может издавать указы и распоряжения, а также уполномочен в течение трех дней предъявить свои возражения органу, выступившему с данным предложением. Если орган не принимает возражений президента, он либо подписывает акт, либо обращается в Конституционный суд.
Возражения, однако, как утверждает Сакунц, могут касаться, к примеру, конституционности или антиконституционности законодательных проектов, принятых парламентом. В данном случае, когда речь идет об увольнении должностного лица, с точки зрения содержания у президента нет оснований для возражений:
«Назначение лица не может быть конституционным или антиконституционным».
В этом смысле, заметил правозащитник, очевидно, что в контексте предложения главы правительства у президента лишь одно обязательство – выполнить его, не углубляясь в его содержание и не пытаясь определить, насколько оно удобно.
«Этот замысловатый механизм был придуман Сержем Саргсяном и его подданными, которые, предполагаю, написали текст Конституции, предполагая, что Серж Саргсян будет премьером вечно, главой государства, и естественно, будет единолично принимать решения, а президент республики будет у него в подчинении.
В свое время, помните, именно Серж Саргсян предложил кандидатуру Армена Саргсяна на должность президента, и тот согласился. Так как эта схема расшаталась, теперь Армен Саргсян, как президент республики, не принимая предложение премьер-министра, проявляет явную политическую пристрастность, становится участником межпартийных отношений, что совершенно не соответствует положению Конституции, которое я сейчас зачитаю».
В процитированном Сакунцем отрывке говорится, что президент, осуществляя свои полномочия, беспристрастен и руководствуется исключительно общегосударственными и общенациональными интересами, выполняет свои функции в рамках полномочий, предусматриваемых Конституцией. «Причем, он должен соблюдать Конституцию. Конституция такова: премьер предлагает, а президент лишь издает указ. Все!».
Согласно третьему пункту статьи 155 Конституции, высокопоставленным военным Вооруженных сил является начальник Генштаба, которого, по предложению премьер-министра, назначает президент в установленные законом сроки.
«По логике статьи 155, в отсутствие войны начальник штаба подчиняется министру обороны, в состоянии войны – премьер-министру.
Сейчас, в небоевых условиях, для того, чтобы выступать против назначения начальника штаба, который подчиняется министру обороны, президент должен иметь определенные полномочия, либо вмешаться в вопрос о том, удобна данная кандидатура министерству обороны или нет. Так как во время войны начальник Генштаба подчиняется премьер-министру, предполагается, что он должен вмешиваться в вопросы касательно подчинения Генштаба премьер-министру. Повторю: в рамках остальных статей Конституции подобные вопросы в его полномочия не входят. Просто необходимо отличать индивидуальный правовой акт от нормативных правовых актов, законов, регулирующих общие вопросы, но не вопросы назначения должностного лица.
То есть в данном случае приказ президента касается назначения премьер-министром должностного лица. Какое возражение с содержательной точки зрения может иметь президент республики для того, чтобы отклонить предложение премьер-министра о назначении или увольнении должностного лица? По Конституции, президент вообще не имеет обязательства представлять подобные возражения».
На вопрос о том, в какой мере в сложившейся напряженной политической ситуации переоценены риски, связанные с возможным проведением внеочередных выборов, правозащитник заметил: выборы в Армении никогда не проходили гладко. Артур Сакунц, однако, заметил, что государственные структуры, ответственные за предотвращение фальсификаций, владеют достаточными для этого ресурсами.
Далее правозащитник констатировал, что Национальному собранию не удалось стать платформой для обсуждения возникающих в обществе вопросов.
«То есть Национальное собрание не исполняет свою роль политического органа и в этом смысле, конечно, нужны внеочередные выборы. Если мы не восстановим роль Национального собрания при помощи внеочередных выборов, чем дольше мы будем затягивать, тем больше будет расти напряжение.
А желающих организовать нарушения, которые угрожают и так далее, — а нам известно, кто они, — нужно привлечь к ответственности.
Нельзя принимать криминальные явления за политический процесс. Это однозначно», — заключил собеседник.