После окончания второй карабахской войны 2020 года аналитик Роберт Айдабирян (Франция), историк Жирайр Липаритян (США) и политолог Талин Папазян (Франция) начали объемное исследование, итоги которого подведены в рамках «Белого листа», изданного в июле. Авторы считают труд приглашением к разговору и попыткой проанализировать преобладающие в армянском обществе умонастроения, которые в итоге привели к войне и поражению.
«Прошлогодняя война была запланирована и прогнозируема», — отмечает Айдабирян, задаваясь вопросом о том, сделала ли нас первая военная победа надменными, ленивыми, слепыми, замарала ли она власть, а также сделало ли нас недавнее поражение более скромными, открыло ли нам глаза, помогло разглядеть проблемы, заставить нас действовать более обдуманно.
В основу книги лег обширный вопросник о до- и послевоенной реальности, который был отправлен более 40 представителям интеллигенции армянского происхождения — из старой и новой диаспор, Армении, Карабаха. Ответы нашли место в первой части книги. Во вторую вошли наблюдения, предложения и заключения авторов.
«Чтобы понять бедствие такого объема, мы должны поднять вопрос коллективной ответственности. Таким принципом мы руководствовались. Оказалось, что многие специалисты готовы играть по этим принципам, и это, считаю, радует и вселяет надежду, хоть и является запоздалым обстоятельством.
Ответственность начинается с коллективного признания ответственности за последствия войны 2020 года.
К примеру, мы спутали армянскую нацию с армянским государством, а также уместили в одном понятии субъекты, имеющие два разных статуса… Говоря «мы», я имею в виду армян вообще.
И я сомневаюсь, дали ли мы, наконец, оценку этим пробелам сегодня. Еще более сомнительно то, пересмотрели мы их или нет», — в ходе организованного «Медия центром» онлайн-обсуждения (немного походящего на презентацию) заявил Папазян, добавив, что в «Белом листе» они также пытались четко отделить разных — политических и общественных — акторов политики безопасности, выделить интересы и приоритеты Диаспоры, Армении и Карабаха, «видоизменить армянский фактор, вернув его в свои скромные пределы».
«Многим будет неприятно то, что мы скажем, как неприятно нам самим. То, что мы зафиксировали в этом «Белом листе», мы зафиксировали с глубокой болью», — заметил историк Жирайр Липаритян, наиболее известный в качестве дипломата, работавшего в администрации первого президента Левона Тер-Петросяна.
«Постараюсь представить наш основной завет. Начну с простой постановки вопроса.
Дано 4 соседа. У нас проблемы с двумя из них и они нам не нравятся. И мы рефлекторно решили, что говорить с ними нельзя. Если так, остается три решения, которые могут дать результат.
Первое: мы собираем чемоданы, свой народ и свою землю и уходим на другой континент и, скажем, становимся соседями с Францией.
Второе: просим соседей, которые нам не нравятся, собрать свои чемоданы и народ и отправиться на другой континент, а к себе в качестве соседей пригласить Италию и Калифорнию.
Третье: мы де-факто превращаемся в штат другого государства, вне зависимости от того, как это называется.
Вряд ли нам удастся реализовать первые два, хотя первое многие наши граждане, в том числе — целыми семьями, уже выполняют».
Но есть, по словам Липаритяна, и другое решение: попытаться поговорить и найти общий язык с соседями, понять, какую угрозу они представляют на самом деле, почему, а также — каких она размеров.
Для того, чтобы справиться с угрозами, имеется три способа: вооруженные силы и сопротивляемость народа, союзники и дипломатия, которая «из-за ограниченных возможностей нашей военной обороны непременно должна взять на себя большую роль, чем было до сих пор более двадцати лет».
Однако, по убеждению бывшего дипломата, дипломатия может сыграть свою роль, если
1. имеет реалистичные основы и цели,
2. она не перепутала свою роль с лоббизмом,
3. не уравняла желаемое и возможное,
4. не спутала выдвижение максималистских требований со степенью патриотизма.
«Цель построения государства и политики заключается не в том, чтобы показать, сколько у нас есть или может быть героев и мучеников. А в том, в какой мере они способны защищать наши коллективные интересы и избегать необходимости появления новых героев и мучеников.
То, что мы считаем справедливыми свои позиции и цели, не значит, что мы можем заставить противника или противников видеть такими же их цели и позиции: у них они свои и свои они считают столь же справедливыми», — отметил Липаритян.
«Белый лист» он назвал приглашением к серьезному, честному и глубокому анализу умонастроений, которые привели к прошлогодней войне и поражению, стремлению принимать желаемое за действительное: это, по его мнению, позволит избежать повторения тех же ошибок.
А чтобы прийти к необходимой степени серьезности, нужно пройти через две стадии: во-первых, уточнить, «кто и какое умонастроение несет ответственность за случившееся», а также признать весь объем случившегося. «Новая самоуверенность и позитивный взгляд на будущее не должны сопровождаться игнорированием масштаба этого поражения и его последствий».
Документ был отправлен всем действующим в Армении политическим силам и официальным структурам.
С «Белым листом» можно ознакомиться здесь