Нарека Сируняна, летом вернувшегося из азербайджанского плена, снова призвали на службу. При этом у него проблемы со здоровьем, в том числе психическим. На его теле — в пяти частях — ранения. По словам отца Сируняна, который обратился в Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, помимо того, что сын пока не восстановился психологически, он не может долго стоять, не в состоянии свободно двигать руками.
После обращения правозащитников Сируняна обследовали, но проблемы со здоровьем не устранили и снова доставили его в воинскую часть.
Сируняна призвали в августе 2020 года, он участвовал в начавшейся в сентябре войне и в конце ноября со множеством ранений попал в плен. Из плена он вернулся в июне 2021 года, в декабре снова был призван.
После заявления отца правозащитная организация обратилась (12 декабря 2021г.) к министру обороны Армении Сурену Папикяну по вопросу эффективного восстановления физического и психологического здоровья парня. Также Ванадзорский офис ХГА запросил данные о том, какое лечение и психологическую помощь военнослужащий получал прежде.
Из ведомства сообщили, что до повторного призыва он прошел психотерапию, затем получил 15-дневный отпуск. По утверждению представителей Минобороны, Сирунян и в процессе службы находится под контролем офицера-психолога. Что касается физического здоровья, согласно министерству, в результате исследований необходимости в стационарном лечении они не выявили.
Получив этот ответ, Ванадзорский офис ХГА повторно обратился к министру обороны. Во втором письме снова отмечалось, что Сирунян продолжает жаловаться на физические и психологические проблемы, и очевидно, что осуществленные действия не были полноценными и точечными. Ответного письма пока нет.
Исследования правозащитников показывают, что это проблема носит повсеместный характер: объем мероприятий, осуществленных в рамках программы правительства (по предотвращению психологическим проблем, возникших в результате войны) недостаточно, а результаты далеки от провозглашенных в рамках программы целей.
Правозащитная организация отмечает, что такой подход не соответствует и заявленным правительством приоритетам, направленным на реформирование и развитие Вооруженных сил. «В конце концов, насколько эффективным можно считать исполнение воинской обязанности человеком с проблемами со здоровьем, возникшими вследствие войны и плена? Может ли такое отношение государства считаться проявлением уважения и ответственности к его человеческому достоинству?», — говорится в заявлении правозащитников.