Главная / Армения / Мука, подсолнечное масло, Россия, Лфик, паника

Мука, подсолнечное масло, Россия, Лфик, паника

Лидер по экспорту зерна Россия на прошлой неделе заявила, что до сентября прекращает ее поставку в страны Евразийского экономическго союза, в котором состоит и Армения. Также запрещается экспорт (за пределы Союза) сырья сахара и тростникового сахара.

Паника наблюдается и на армянском рынке продуктов первой необходимости. Ходят слухи о наличии дефицита муки, подсолнечного масла, макаронных изделий, сахарного песка и инфляции. Люди звонят друг другу, торопя запастись перечисленным.

Оправдана ли паника?

Также поговаривают, что бывший депутат, крупный импортер и реализатор Самвел Алексанян (по прозвищу Лфик Само, владелец сети супермаркетов «Ереван-Сити», монополист в некоторых сферах импорта, в частности, сахарного песка. Прозвище Лфик, по слухам, получил потому, что в начале предпринимательской карьеры занимался продажей бюстгальтеров) создал на рынке искусственный дефицит подсолнечного масла, сахарного песка, муки, не предоставляя эти продукты другим магазинам. В его сети супермаркетов нехватки данных товаров не наблюдается, но цены выросли. Алексанян же утверждает обратное.

Муки и сахарного песка нет в супермаркетах «Нор Зовк», «Циран» и продуктовых магазинах.

В «Ереван-Сити» предоставляют номера телефонов, по которым комментировать ситуацию отказались. Epress.am побеседовал с одним из «преданных посетителей» (ими становятся обладатели «БОНУС» карты — это накопительная карта, с помощью которой вы, делая покупки в «Ереван Сити», получаете баллы, которые автоматически накапливаются на счет вашей личной карты). По словам собеседника, с прошлой недели люди стали мешками покупать муку, сахарный песок и подсолнечное масло в пятилитровых бутылках.

«С субботы в «Ереван Сити» появились ограничения: больше 5 килограммов сахарного песка и муки не дают, а подсолнечного масла — не больше 3 штук. В целом, эти товары подорожали примерно на 50-100 драмов (порядка 10-5 центов)».

По словам директора столичного продуктового магазина, упомянутые товары не поставляют уже три недели. «Поставщики говорят, что в настоящее время товары остаются в складах. Говорят, что делают расчеты и определяют цену, поставлять не могут. То, что товар есть, нам известно. А импортер, не знаю, импортировал или продает сейчас то, что имеется на складах».

У России монопольное положение в сфере импорта в Армению этих продуктов питания. По данным на 2020 год, согласно Таможенной службе Армении, картина такова:

— 99% пшеницы поступает из России (347 206 тонн — $71 646);

— 98% пшеничной муки поступает из России (20 811 тонн — $5 545);

— 97% подсолнечного масла — из России (27 702 тонны — $25 845);

— 74.2% макаронных изделий — из России (12 000 тонн — $5711);

— 41.1% сахарного песка — из России (32 284 тонны — $11 333)

Ценовые шоки

«В Армении нет дифицита на какой-либо товар», — утверждает председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Гегам Геворгян. «Происходит практически то же самое, что было на начальном этапе пандемии коронавируса. То есть люди делают большие покупки, сети и поставщики не успевают заполнить пробелы, переместить товар из склада в магазины. Как обещали во время ковида, так и теперь мы говорим, что дефицита на какой-либо товар не ожидается».

Подорожания он объяснил тем, что тарифы на продовольствие и подсолнечное масло выросли во всем мире. «Сейчас мы вместе с бизнес-субъектами пытаемся найти более дешевые пути, чтобы избежать ценовых шоков».

В России схожая ситуация. Параллельно полномасштабной войне с Украиной на рынке наблюдается дефицит товаров первой необходимости и инфляция, пишет Новая Газета. В некоторых российских магазинах действуют ограничения на ряд товаров. Разом можно купить не более 5 кг сахарного песка, круп, муки, макаронов и не более 5 литров или 5 бутылок подсолнечного масла.

«Рост цен, с которым столкнулись российские покупатели, неожиданно (или ожидаемо) начал сочетаться с недостатком товаров. Этот недостаток носит локальный характер. Пока нельзя сказать, что товаров «нет совсем» — может не хватать товаров по низким ценам, а по «высоким» или в «дорогих магазинах» ассортимент пока не изменился», — отмечает ресурс.