На заседании парламента 4 мая премьер-министр Армении пообещал сделать важное разоблачение касательно переговорного процесса по Карабаху. Тогда оппозиция решила покинуть помещение, а Никол Пашинян сказал, что ответит на вопрос одного из оппозиционеров, глядя им в глаза. Автором вопроса стал член фракции «Армения» (эту силу возглавляет второй президент Роберт Кочарян), дашнак Армен Рустамян.
В среду, 25 мая, Пашиняну напомнили об обещании, на котором, правда, оппонентов снова не было.
— Следя за сегодняшними процессами и некоторыми выступлениями, у меня складывается впечатление, что есть круги, самая важная задача которых заключается в препятствовании раскрытию истины про оставленное ими переговорное наследие.
Сегодня много — и многие оправданно — говорят о том, что при адресовании вопроса Карабаха армянская сторона должна была основываться и основывалась на факте объявления 2 сентября 1991 независимости НКАО и на референдуме от 10 декабря 1991 года, которым народ Нагорного Карабаха провозгласил независимость. Армянский нарратив всегда заключался в том, что Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана и вышел из состава СССР и Азербайджана в соответствии с установленным порядком и путем референдума.
В 2007 году [президентом был Роберт Кочарян] Республика Армения приняла за основу переговоров по урегулированию Мадридские принципы, в которых говорится, что будущий статус Карабаха должен определяться путем референдума. Что это значит? Это значит, что армянская сторона, приняв эту основу, делегитимировала уже существующий референдум.
Когда армянская сторона согласилась с тем, что этот будущий референдум должен проходить в условиях взаимного согласия с Азербайджаном, она срубила сук, на котором мы все сидели. Потому что если, как мы справедливо говорили, Нагорный Карабах никогда не входил в состав Азербайджана, тогда почему мы обсуждаем с Азербайджаном вопрос его нового статуса, еще и на согласованных с ним условиях.
То есть, приняв Мадридские принципы, принявшее их правительство Армении, представители которого — всех трех сил — сегодня создают в городе пробки [оппозиция почти месяц требует отставки главы Кабмина, несмотря на то, что в прошлом году прошли внеочередные парламентские выборы ], предоставило Азербайджану право вето в вопросе определения статуса Нагорного Карабаха. Зафиксировав, что в этом референдуме должны будут участвовать в том числе проживавшие в Нагорном Карабахе азербайджанцы, они нанесли еще один удар по легитимности референдума от 10 декабря 1991 года, косвенно признав, что неучастие азербайджанцев в референдуме привело к проблеме легитимности.
Сама сенсация заключается в том, что фактически можно сказать, что автором или соавтором инициативы Мадридских принципов стала армянская сторона.
Почему они все это сделали? А еще говорят «мы руководствовались тем, что Карабах никогда не будет в составе Азербайджана». Я говорил с этой трибуны, что вы, приняв Мадридские принципы, уже признали Карабах в составе Азербайджана. Если наш нарратив, о котором нам всегда говорили, заключается в том, что Карабах никогда не был в составе Азербайджана, почему мы обсуждаем с Азербайджаном вопрос статуса и параметров?
Если помните, меня, когда я уже стал премьер-министром, постоянно спрашивали «принимаете ли вы за основу переговоров Мадридские принципы?». Я отвечал, что мы еще должны понять, что значит «Мадридские принципы».
С этой трибуны я рассказывал, что когда спросил сопредседателей, «я человек новый, уважаемые, скажите, в рамках этих принципов может ли Нагорный Карабах не быть в составе Азербайджана?». После короткой паузы они сказали «да, если Азербайджан согласится», тем самым еще раз подтвердив наше понимание Мадридских принципов по поводу того, что Азербайджану было предоставлено вето на вопрос уточнения статуса Карабаха.