1 августа родственники убитых более четырех лет назад в езидском селе Шамирам провели акцию протеста, приуроченную к дню поминовения усопших. Судебный процесс по делу об убийстве четырех человек до сих не завершен: вышедшие на протест призвали власти Армении вмешаться и ускорить судебное разбирательство, при этом пригрозив вероятностью кровной мести в случае, если виновного не осудят.
В 2018-м Следственный комитет заявил о завершении расследования дела о массовом расстреле и передаче обвинительного заключения надзорному прокурору. Обвиненный в убийстве Тельман Калашян обвиняется также в ростовщичестве и даче ложных показаний. Его дядя Кярам Калашян — в сокрытии преступления.
1 августа 2017 года в селе Шамирам Арагацотнской области были расстреляны участники траурной церемонии, в результате трое были убиты на месте, еще пятеро получили ранения, позднее один из раненых скончался в больнице. По версии следствия, в 2013 году Тельман Калашян одолжил пятерым предпринимателям — братьям Худоян — 75 тысяч долларов. В течение двух лет они вернули 45 тысяч долларов, но потом разорились и погасить долг не смогли. Узнав, что родственники и друзья братьев Худоян находятся на похоронах в селе Шамирам, Калашян приехал в зал траурных церемоний и открыл там стрельбу, считают следователи.
Признанный пострадавшим Файзер Озмалян рассказал, что получил сквозное ранение легкого. «Были убиты мой родной дядя 82 лет, двое моих двоюродных братьев с материнской и отцовской стороны, а также односельчанин. Все они сидели в разных местах, что говорит о его [нападавшего] готовности убить любого. Никто из нас не был в курсе денежного спора с одним из наших дальних родственников».
Выступающий жаловался на затягивание протеста: с убийства прошло 5 лет, а слушания по делу продолжаются до сих пор. Собравшиеся потребовали парвосудия. «Мы требуем правосудия, чтобы избежать кровной мести. Люди уже теряют терпение. Мы не хотим вендетты, но если правосудие не свершится, решим этот вопрос мы своими силами», — сказал участник акции.
Сын одного из убитых, в свою очередь, напомнил, что они обращались и к президенту, и к генпрокурору, а ответа так и не поступило. Если власти не решат вопрос, добавил он, они решат его сами — «родные убитых «умеют обращаться с оружием».
Государство несет ответственность за проведение эффективного расследования в случае нарушения права на жизнь, заявила адвокат потерпевшей стороны Лусине Саакян. «Эффективное разбирательство предусматривает соответствующее наказание. У Евросуда [по правам человека] есть многочисленные прецеденты, в которых, в частности, отмечено, что если человек не получает соответствующее наказание, это рассматривается в качестве нарушения права на жизнь».