Главная / Армия / Карабах «открыт», но в одну сторону

Карабах «открыт», но в одну сторону

Азербайджанцы предъявили требование 27 гражданам, застрявшим 4 апреля в Лачинском коридоре: если хотте добраться до Степанакерта, должны принять гражданство Азербайджана. Об этом рассказал советник арцахского госминистра Артак Бегларян, не уточнив, от кого поступило требование — от проправительственных азербайджанских активистов, выдающих себя за экологов, или от азербайджанских чиновников.

«Это было одно из требований — принять гражданство Азербайджана. На самом деле не могу сказать, как и в какой форме, но — чтобы дали проехать. Об этом на месте свидетельствовали граждане, рассказывали о таком разговоре».

На вопрос о том, поступало ли подобное требование по иным каналам, советник госминистра ответил так: «Если вы имеете в виду негласное требование, по официальным каналам, то нет. Но косвенные — мы слышали не раз о так называемой интеграции, которая фактически является подчинением… Это значит, что и требования такого нет: они для себя решили, будто мы их граждане. Наверное, надеются, что мы просто устно или каким-то образом и это примем, чего они, естественно, не дождутся».

Вечером 4 апреля «эко-активисты» (месяцами дежурящие в палатках в Лачинском коридоре на участке Степанакерт-Шуши)  воспрепятствовали въезду группы людей, возвращавшихся в Степанакерт в сопровождении российских миротворцев. Безрезультатные переговоры между миротворцами и азербайджанцами длились почти 5 часов. За время ожидания ухудшилось самочувствие 4-х женщин, 3 из которых потеряли сознание.

По словам находившихся в авто людей, азербайджанцы запретили миротворцам доставить их в Степанакерт. Сначала потребовали везти больных в Шуши, затем согласились на их перевозку в Степанакерт, но — на машине скорой помощи, которую сами и предоставили.

Накануне из больниы выписались 3 доставленные в степанакертский медцентр женщины, сказал Бегларян: еще одна продолжает оставаться под наблюдением врачей. «Но в целом состояние стабильное, никаких угроз нет».

По данным Омбудсмена, в настоящее время очередной возможности вернуться в Степанакерт в Горисе ожидают 120 арцахцев.

Выезжать можно, вернуться не разрешают

Отныне приехать в Армению из Карабаха можно будет только в случае крайней необходимости и с помощью российских миротворцев, о чем после инцидента заявил карабахский госминистр Гурген Нерсисян.

Для поездки необходимо заранее обратиться в центр российского миротворческого контингента и получить разрешение. Исключения будут распространяться только на лиц с проблемами со здоровьем и нуждающихся в медпомощи. Их перевозка, как прежде, будет осуществляться через Красный крест в соответствии с указанием Минздрава Карабаха.

По словам госминистра, в последние дни миротворцы стали с некоторой периодичностью перевозить из Карабаха в Армению людей, вынужденных выехать по семейным обстоятельствам (смерть родственника в Армении, похороны, пребывание части семьи в Армении, тяжелая болезнь члена семьи, находящегося в Армении, операция и т.д.).

Как карабахский госминистр заметил после инцидента, Азербайджан, периодически заявляющий о том, что дорога, связывающая Армению с Арцахом, открыта, запретил арцахцам въезд. «Совершенно иной подход Азербайджан демонстрирует к тем, кто выезжает из Арцаха в Армению, что прямо свидетельствует о преступном намерении выдворить армян из Арцаха».

При этом Бегларян предупредил, что в дальнейшем процесс воссоединения семей будет крайне сложным.

«Учитывая события последнего времени, в том числе ужесточение азербайджанской позиции и по отношению к нам, и в отношении российских миротворцев, и к Красному кресту, вероятно, процесс воссоединения семей станет гораздо сложнее, чем был некоторое время, не считая риск военных провокаций и прочее.

С другой стороны, если акторы международного сообщества, в том числе, естественно, российская сторона и в первую очередь страны-сопредседательницы Минской группы ОБСЕ прибегнут к определенным жестким мерам, я уверен, достаточно много вопросов могут найти свое решение и может прекратиться блокада. Если Азербайджан не заплатит высокую цену или не встанет перед реальной угрозой заплатить таковую, убежден, нас ждут ситуации посложнее, чем имеется сейчас», — заключил Бегларян.