Служащие патрульной полиции обнаружили в сумке мужчины со СПИД-ом противоретровирусные препараты, не поверили, что они были назначены в связи с инфекцией, и по подозрению в хранении наркотиков задержали, доставив его в отдел полиции Кентрона. Там над ним издевались, унижали, рассказали о его положительном ВИЧ-статусе всем сотрудникам и членам семьи задержанного.
«После полуночи, на пути домой, меня остановили полицейские в штатском, сказали, что ищут наркотики, открыли мою сумку и обнаружили противоретровирусные препараты», — рассказал мужчина. — «Не зная, для чего они предназначены, полицейские стали обвинять меня в хранении наркотиков. Я попытался объяснить. Но они, не слушая объяснений, забрали меня в отдел полиции. Меня допрашивали разные сотрудники. На вопрос «что это за лекарства?», ответил, что они предназначены для B20. Следователь проинструктировал других сотрудников посмотреть в Интернете, что значит B20. Узнав, стали высмеивать, кричать о том, что в отделе есть больной СПИД-ом, о моем положительном ВИЧ-статусе без моего согласия объявили на весь отдел, эта информация дошла до начальника отдела», — приводит слова мужчины правозащитная организация «Реальный мир, реальные люди».
Молодому человеку пришлось пройти по кабинетам нескольких начальников. Он просил отправить лекарства на экспертизу или взять у него анализ крови, чтобы убедиться, что он не употребляет наркотики. Также предложил позвонить своему лечащему врачу. Стражи порядка позвонили. Врач предупредил, что никто, в том числе полицейские, не имеет права раскрывать его статус, это является нарушением закона, и предложил сделать официальный запрос в Национальный центр инфекционных болезней.
Все это врем сотовый мужчины оставался у полицейских. Поздней ночью ему позвонил брат, чтобы узнать, почему тот не пришел домой.
«Члены моей семьи не знали, что я живу с ВИЧ. Я не хотел лишний раз подвергать их стрессу. Сотрудник Полиции без моего согласия ответил на телефонный звонок и сказал моему брату «ты знаешь, что у брата СПИД?». Для меня это был очередной тяжелый удар», — сказал мужчина.
На рассвете его освободили. Сотовый и медикаменты так и не вернули: «Отдали только паспорт, кошелек и ключи от квартиры».
Несколько дней назад о дискриминации, нарушении права на неприкосновенность частной жизни и насилии заявила организация «Реальный мир, реальные люди», оказывающая помощь людям со СПИД-ом и ВИЧ. Сам пострадавший отказался подавать письменную жалобу на правоохранителей из-за опасений подвергнуться преследованиям с их стороны.
Дискриминация и плохое отношение в госучреждениях — не новое явление, отмечают правозащитники и напоминают: никто — ни полицейские, ни врачи, ни учителя, ни работодатели — не имеет права применять дифференцированный подход, ограничивать права человека в связи с наличием у него СПИД-а, рассказывать о его положительном статусе третьим лицам. Это считается дискриминацией и нарушением права на неприкосновенность частной жизни, что, по закону, предполагает в том числе юридическую ответственность. Пострадавшие, как правило, не склонны жаловаться из боязни, что это приведет к дальнейшему раскрытию их статуса, так как механизмы правовой защиты не действуют.