— Участники движения, руководимого Католикосом всех армян и Робертом Кочаряном, совершили нападение на полицейских, — так 13 июня начал свое выступление в ходе обсуждения отчета об исполнении бюджета 2023г. премьер-министр Армении Никол Пашинян.
см. Когда церковь жаждет смены власти
см. Свидетельства и кадры с проспекта Баграмяна в Ереване. «Полиция, назад!», «Кто ударит — прибейте!»
По его словам, реакция полицейских была правомерной и профессиональной: «Во всех подобных случаях Полиция будет действовать так же».
«Демонстранты пытались силой прорвать полицейский кордон, чтобы напасть на высший законодательный орган страны. Полиция защитила законодательный институт Республики Армения, Полиция защитила государственность Армении. Причем, некто с саном епископа за некоторое время до нападения, обратившись к полицейским, сказал: «Ребята, снимите свои каски, вам ничего не грозит». Через некоторое время этот же человек организовал бросание камней в направлении этих ребят. Это все, что нужно знать — к сожалению — о моральном облике двух высокопоставленных служащих Армянской апостольской церкви.
Пострадали 18 полицейских, 83 гражданских лица. Все повреждения оцениваются как легкие или средней тяжести. Состояние всех оценивается как удовлетворительное. <…>
Вчера в этом зале мне показывали изображение гражданина, пытались доказать, что ему оторвало руку. Было очевидно, что ничего подобного нет. Гражданина прооперировали, удалены три пальца его руки, в связи с чем я выражаю сожаление.
Но также видеокадры показали, что он поднимает выпущенное полицейскими спецсредство, безопасное для жизни и разорвавшееся у него в руке.
Подстрекатели произошедших массовых беспорядков должны быть привлечены к ответственности.
На жалости невозможно построить законность, невозможно построить правопорядок, невозможно построить государство.
Как человек, который провел 1 год 11 месяцев в 4-х уголовно-исполнительных учреждениях, скажу, что со всеми находящимися там людьми связано много историй — личных историй, историй личных трагедий, которы могут вызывать жалость, над которыми можно даже плакать.
Но мы должны сделать выбор — мы хотим плакать или мы хотим построить государство?
К сожалению, в разных случаях мы делаем выбор в пользу плача, потому что под каждым случаем есть история, способная разжалобить.
Мы не были и не будем слабой властью. Мы будем — и есть — любящими, сочувствующими, содействующими, терпимыми, но никогда — слабой властью, потому что слабая власть — беда для страны.
Силой легитимности и закона мы предпримем все необходимые меры для защиты государства, общества, демократии, свободы и суверенитета».
в чем не согласны с оппозицией
«Оппозиция утверждает, что так как проводимая правительством политика в ряде случаев, на их взгляд, противоречит программе деятельности на 2021-2026гг., значит, правительство должно уйти в отставку.
Они приводят несколько конкретных примеров. Скажем, ситуация вокруг ОДКБ, вопрос самоопределения и статуса Карабаха, которые затронуты в программе деятельности.
В чем мы не согласны с оппозицией? Я покажу на двух этих примерах.
Что мы написали в программе правительства по поводу ОДКБ?
Процитирую: «Армения будет поддерживать активную вовлеченность в работы органа и работать над договорной базой, совершенствованием и применением механизмов коллективной безопасности, что будет наилучшим образом отражать и обслуживать интересы и совместные цели стран-членов«.
В переводе с дипломатического языка… мы написали, что у нас имеются вопросы касательно механизмов ОДКБ, и мы должны пойти за ответами с целью проверить ответы с точки зрения государственных интересов нашей страны.
Мы написали это летом 2021 года, когда уже произошло вторжение азербайджанских войск на участке Сотк-Хознавар. А до этого вторжения мы получили от партнеров ОДКБ заверение о том, что граница Армении — красная линия для Организации и союзников. Но уже в тот момент, когда за вторжением 12 мая 2021 года не последовало должной реакции ОДКБ, в программе Правительства мы очень тонко поставили под вопрос как минимум эффективность ОДКБ.
И после этого мы приступили к конкретной работе: переговоры, обсуждения, заседания, вплость до саммита ОДКБ в Ереване, в результате чего поняли, что ОДКБ, обязанность которой заключается в том числе в защите территориальной целостности Армении, отказывается выполнять свои обязательства.
В ноябре 2022г. на саммите в Ереване мы отказались подписывать документы ОДКБ, не соответствовавшие интересам Армении, и сделали это в исполнение программы Правительства, а не в пику…
Что теперь говорит оппозиция? Что мы должны были покорно подписать бумаги, не соответствовавшие программе Правительства и интересам нашей страны, ставившие под сомнение наш суверенитет и территориальную целостность? И раз мы этого не сделали, должны уйти в отставку?
<…> Хочу напоминить: в программе не говорится, что мы останемся членом ОДКБ, мы подобного не говорили.
Когда это случится — решим. Возможно, через месяц, может, через год, может, через 3 года.
Один из руководителей ОДКБ [президент Беларуси] заявляет, что участвовал в подготовке 44-дневной войны, поощрял, верил, желал победы Азербайджана. И после этого я должен обсуждать с президентом Беларуси какие-то вопросы в формате ОДКБ?
Я больше никогда не посещу Беларусь, пока президент Беларуси — Александр Лукашенко.
С этого момента ни один официальный представитель не станет посещать Беларусь.
Может ли что-то изменится? Теоретически ничего нельзя исключать, если Беларусь решит покинуть ОДКБ или президент Беларуси найдет такие слова для извинений перед армянским народом, которые армянский народ сочтет приемлемыми.
Возвращаясь к Конституции, хочу сказать, что в ней описаны все основания для отставки правительства. И в них отсутствует то, что пытается аргументировать оппозиция.
Если в программе Правительства написано «улучшение отношений Беларусь-Армения», то, по логике оппозиции, Беларусь вправе решать судьбу армянского правительства и сказать: «Мне не нравится правительство Армении, я не стану улучшать, наоборот, ухудшу с ним отношения и тем самым добьюсь смены правительства». То есть комментарий оппозиции снова предполагает разрушение суверенитета, независимости и стабильности страны. На данном примере — это значит предоставить какой-либо стране 100-процентный эффективный рычаг для того, чтобы она, когда пожелает, меняла Правительство в стране.
Эта их логика меня не удивляет, так как логика у них антигосударственная».
Карабах
«Так же принципиально Правительство действовало в вопросе самоопределения и статуса Карабаха.
Что мы делали? Зафиксировали вопрос в своей предвыборной программе и программе деятельности Правительства и пошли путем ее реализации.
Сначала мы углубились в вопрос, чтобы превратить тезисы из лозунга в задачу, подлежащую решению.
В результате переговоров, обсуждений, международных дискуссий мы пришли к мысли о том, что, похоже, наши представления о самоопределении и статусе сталкиваются, контрастируют не с международным пониманием, а с международным консенсусом. То есть в этом вопросе мы находимся в состоянии «Республика Армения против всего мира«.
<…>
Я сейчас зачитаю документ — заявление действующего сопредседателя ОБСЕ, сделанное по результатам саммита ОБСЕ 1996г., тогда он был главой МИД Швейцарии. Цитирую: «Всем вам известно, что за последние 2 года не было достигнуто никакого прогресса в решении карабахского конфликта и вопросе территориальной целостности Республики Азербайджан. Сожалею, что усилия сопредседателей саммита ОБСЕ в вопросе согласования позиций сторон вокруг принципов урегулирования не увенчались успехом. Три принципа, которые должны стать частью урегулирования карабахского конфликта, были предложены сопредседателями Минской группы ОБСЕ, три этих принципа поддерживают все страны-члены Минской группы ОБСЕ».
Это следующие принципы: «территориальная целостность Армении и Азербайджана, правовой статус Нагорного Карабаха, отраженный в основанном на самоопределении соглашении, которое наделит Нагорный Карабах самоуправлением наивысшей степени в составе Азербайджана, обеспечение безопасности НК и всего его населения, в том числе взаимное обязательство сторон гарантировать соответствие принципам урегулирования:
Сожалею, что одна из стран-участниц [Республика Армения] не смогла принять это. Эти принципы поддерживают все страны-участницы ОДКБ <>».
Есть нюанс, о котором я до сих пор не говорил: речь шла о самоуправлении, а не автономии, понимаете?
Это международно признанная конституция об урегулировании вопроса Карабаха.
Это значит, что в армянской реальности идея «определение Нагорного Карабаха» была понято неверно: и то, и другое предполагало, что Нагорный Карабах должен быть в составе Азербайджана. А в армянской реальности все это понимали неверно, потому что с 1996 года армянское общество не имело доступа к этому документу, в 96 году не было Интернета, не было даже нормальной электронной почты — нынешнего уровня, — соцсетей. И что произошло?
Клерикально-феодальная элита Армении обманывала, вводила в заблуждение армянский народ, чтобы захватить и удерживать власть. Такова вся правда о Нагорном Карабахе. Скрывая и фальсифицируя Лиссабонский документ, клерикально-феодальная элита использовала вопрос Карабаха для захвата и удержания власти в Армении.
Давайте следовать хронологии. 3 декабря 1996 года — саммит ОБСЕ в Лиссабоне. 10 июня 1997 — Роберт Кочарян назначен премьер-министром Армении. 1 ноября 1997 — Левон Тер-Петросян публикует статью «Война или мир. Пора стать серьезнее». 3 февраля 1998 года — Левон Тер-Петросян подает в отставку и сдает власть Роберту Кочаряну.
Хочу сделать важное наблюдение: после 2020 года заявления Левона Тер-Петросяна и возглавляемой им политической силы изменили мои представления о статье «Война или мир. Пора стать серьезнее», так как заявления последнего периода, попытки Левона Тер-Петросяна объединить клерикально-феодальную элиту, а также ряд заявлений демонстрируют, что
на самом деле эта статья — не неудачная попытка сопротивления клерикально-феодальной элите, а неотъемлемая часть клерикально-феодального надувательства.
Потому что Тер-Петросян и Армянский национальный конгресс заявляют: они не говорили и не подразумевали, что территории должны быть возвращены, что независимость Нагорного Карабаха невозможна. Это — однозначно часть клерикально-феодального надувательства».
см. «Остальное — здравица». Пашинян рассказал о визите в Москву