23 ноября Владимир Путин приехал в Ереван на ежегодное заседание ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), в которой председательствует премьер-министр Армении Никол Пашинян. Заседание проходит на фоне разочарования от ОДКБ после отказа Армении в помощи во время сентябрьской атаки Азербайджана на территорию Армении. Эта эскалация между Арменией и Азербайджаном, крупнейшая после прекращения огня 2020 года, унесла почти 300 жизней.
Согласно 4-ой статье соглашения, агрессия против любого члена Организации является агрессией против всех участников договора. Однако Армения не получила от ОДКБ никакой военной помощи.
Ереван принял у себя лидеров стран-участников Договора: президентов РФ Владимира Путина, Беларуси Александра Лукашенко, Казахстана Касым-Жомарта Токаева, Киргизии Садыра Жапарова и Таджикистана Эмомали Рахмона. Визит Путина в Армению, единственную демократическую страну договора, является его шестым зарубежным визитом после начала вторжения в Украину. Первые пять визитов были в Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Иран. Одновременно с официальным приемом в Ереване также проходят протесты.
Вечером прошел митинг против Путина и ОДКБ, организованный Национально-демократическим Полюсом.
На другую акцию протеста на площади Свободы собралалось более тысячи человек, чтобы высказать свое несогласие с отношением России к Армении и с членством страны в ОДКБ. Среди протестующих были также граждане Украины и России, которые покинули свои страны после начала войны в Украине 24 февраля. Собравшиеся несли флаги Армении, Украины, Евросоюза и Соединенных Штатов и плакаты “Россия — страна-террорист”, “Путин — убийца”, “ОДКБ убивает наших солдат”.
“Я против войны”, — говорит 55-летняя Мариам, участница демонстрации. “Во-первых против войны, которая произошла здесь в 2020 году. Путин должен ответить за свои преступления не только в Украине, но и в Армении”.
Степан Григорян, глава аналитического Центра глобализации и регионального сотрудничества, в своей речи сказал: “30 лет во всех межгосударственных собраниях мы поддерживаем и голосуем за интересы России в надежде получить гарантии безопасности. Тем временем России абсолютно безразличны интересы своего союзника, более того, она открыто поддерживает сотрудничество с такими странами, как Турция и Азербайджан, которые атаковали нас”.
“Мы пришли, потому что мы тоже не согласны с путинской политикой и войной в Украине”, — говорит другой участник демонстрации, 27-летний Дмитрий, который приехал в Армению в сентябре. “Приятно видеть, что здесь можно свободно высказать свое мнение. В России такие демонстрации были бы невозможны. В отличие от российских полицейских, здешние не закрывают свои лица и обеспечивают безопасность демонстрации. У нас они бы носили шлемы и не давали нам свободно высказаться”.
Согласно Миграционной службе Армении, более 370 000 русских приехало в Армению в первую половину года. Только в сентябре, когда началась мобилизация в России, вторая волна принесла 132 000 российских граждан. В то время как 87% армян оценивают приток россиян положительно, согласно апрельскому опросу, сделанному армянским филиалом международной компании MPG LLC, очень малая часть населения осуждает вторжение России в Украину.
В другом опросе, организованном в июне 2022 года американским Международным Республиканским Институтом, 13% населения считает, что ответственность за войну в Украине лежит на Путине и России, а 17% верят, что наибольшую ответственность за конфликт несут США. Тем временем только 18% одобряют экономические санкции против России, а 52% — осуждают. Очевидно, что санкции негативно сказываются и на Армении, которая экономически сильно зависима от России, обеспечивающей почти треть экспорта страны.
Имея Россию в качестве ближайшего союзника в период независимости, Армения оказалась в затруднительном положении. После начала конфликта с Азербайджаном в Нагорном Карабахе в начале девяностых и после закрытия турецкой границы Россия была самым надежным партнером для армянских властей. Сегодня у России монополия на газ, большинство стратегических структур, таких, как железные дороги, а более 500 000 армян работают в России, где им легче найти возможность обеспечивать свои семьи. Более миллиона коренных армян являются гражданами РФ. В Гюмри, втором по величине городе Армении, находится одна из самых больших российских военных баз за пределами РФ, где служат около 3300 военных. После конфликта 2020 года их число увеличилось.
Но это совсем не означает, что Армения безоговорочно поддерживает московский режим, особенно после Бархатной революции 2018 года, которая свергла прежнюю власть и привела Пашиняна на пост премьер-министра. Правительство во главе с Пашиняном изначально дало понять, что Россия все еще остается самым важным стратегическим партнером, но в то же время оно пыталось укрепить дипломатические связи с европейскими странами, США, Ираном, Индией и Китаем.
Пашинян говорит о войне в Украине с осторожностью, не называя конфликт ни “войной”, ни “специальной военной операцией”, а “ситуацией в Украине” или “украинским вопросом”.
“В течении двух последних лет страна-член ОДКБ Армения как минимум три раза подверглась агрессии со стороны Азербайджана”, — сказал Пашинян во время заседания. “Удручает то, что членство Армении в ОДКБ не сдержало Азербайджан от агрессивных действий и, тем более, что фактически до сегодняшнего дня нам не удалось прийти к решению по поводу реакции ОДКБ на агрессию Азербайджана против Армении”.
Вместо обсуждения бездействия ОДКБ, Владимир Путин говорил о сплоченности Организации. Но отсутствие реакции Организации порождает вопрос, в какой мере ОДКБ собирается обеспечивать безопасность своих членов и в какой мере она является инструментом, служащим интересам России.
Зузана Груберова