Главная / Армения / «Остальное — здравица». Пашинян рассказал о визите в Москву

«Остальное — здравица». Пашинян рассказал о визите в Москву

Деблокада коммуникаций, связывающих Восток с Западом

Мы достигли важных договоренностей в вопросе принципов открытия региональных коммуникаций, зафиксировав идентичность подходов Армении и России. Об этом на заседании правительства в пятницу, 22 апреля, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, коснувшись визита в Москву и переговоров с Владимиром Путиным.

«Мы действительно можем констатировать идентичность позиций всех наших международных партнеров. На этом фоне я снова хочу подтвердить готовность Армении как можно скорее начать на территории Республики строительство железной дороги и автодорог, связывающих Восток с Западом», — отметил глава-правительства.

Минская группа

По убеждению Пашиняна, одним из результатов недавних переговоров с российским президентом стала констатация важности международного мандата сопредседательства Минской группы ОБСЕ в контексте урегулирования вопроса Нагорного Карабаха — с вытекающими из этого политическими последствиями:

«Если зафиксируем, что в предшествующие московскому визиту дни в Армению прибыли российский, французский и американский сопредседатели Минской группы ОБСЕ, можно сказать, что заявления о роспуске сопредседательства Минской группы ОБСЕ не обоснованы. Мы четко видим, что все председательствующие страны остаются верными своему мандату карабахского урегулирования, несмотря на то, что события в Украине создали трудности для совместной деятельности сопредседателей».

Российские миротворцы

По словам Пашиняна, на этом фоне крайне важно обеспечение безопасности Нагорного Карабаха, основной составляющей которой является бесперебойное и беспрепяственное функционирование Лачинского коридора.

«В этом смысле внедрение российского миротворческого контингента в Нагорный Карабах неоспоримо, с другой стороны, в ряде эпизодов мы видим необходимость повышения эффективности деятельности миротворцев. Вторжение азербайджанских подразделений в Нагорный Карабах на участке Паруха — в зоне ответственности российской миротворческой миссии, — вызывает крайнюю обеспокоенность, существенную обеспокоенность с точки зрения общей оценки ситуации, и мы надеемся, что миротворческие войска обеспечат полноценный вывод азербайджанских подразделений», — отметил премьер.

Араик Арутюнян в курсе

О содержании московских переговоров по части карабахского урегулирования Пашинян «в рабочем порядке» поставил в известность президента Карабаха.

«Так я делал всегда после переговоров в России, Европе, Армении. Президент Карабаха, в свою очередь, представил ситуацию политической элите Арцаха».

По признанию Пашиняна, он всегда выражал готовность поделиться с этим содержанием в том числе с парламентской оппозицией, однако, по его словам, они отказываются от подобных обсуждений, «чтобы создавать различные теории заговора и ставить их в основу своей деятельности».

Проекта урегулирования вопроса Карабаха пока нет

«После 9 ноября 2020г. в преддверии каждого из моих зарубежных визитов через все возможные ресурсы распространялась информация о том, что я собираюсь подписать какой-то документ по урегулированию, которым Арцах должен быть сдан Азербайджану. Со всей ответственностью заявляю, что все это время и в данный момент не было и нет какого-либо проекта нагорно-карабахского урегулирования, обратите внимание — никакого проекта или черновика, который лежал бы на столе или был выпущен в обращение. Повторяю: ни разу не было такого проекта или черновика, я имею в виду — после 9 ноября 2020 года.

Что касается сдачи Арцаха, Арцах — не вещь, чтобы сдавать или не сдавать, Арцах — это в первую очередь тот, кто там живет. Если бы мы хотели сдать Арцах, мы не тратили бы десятки миллиардов драмов после 44-дневной войны, чтобы обеспечить возвращение арцахцев в свои дома».

Удержать Арцах — значит, удержать в Арцахе арцахцев: «А без мира это невозможно».

«Я исключаю вероятность существования документа, более или менее близкого к подписанию, которое было бы подписано без широкого общественного обсуждения, в том числе — со всеми слоями арцахского общества. Это железная гарантия того, что судьба Арцаха не может решаться за спиной народа».

В условиях войны, продолжил глава правительства, принимать решение нужно было в течение часов, иногда — минут, чтобы спасти жизни тысяч арцахцев, 25 000 арцахских солдат. В этом смысле сравнения с документом, подписанным 9 ноября, по его словам, попросту неуместны.

«Вся наша политика направлена именно на то, чтобы принимать решения в подобных условиях не приходилось. В настоящий момент общество знакомо с содержанием всех документов, которые являются предметом армяно-азербайджанских переговоров. Это переданные нам Азербайджаном 5 пунктов и наша реакция, которая целиком была представлена в интервью и публичных выступлениях. Мы будем продолжать эти действия и в будущем, насколько это будет позволять дипломатическая этика межгосударственных отношений».

Планка в арцахском вопросе

Пашинян негодует по поводу «спекуляций», последовавших за его заявлениями «о международных призывах снизить планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха»: спекуляции в связи с тем, что «прежде не было известно о каком-либо подобном призыве».

«В 2016 году предложения, представленные сопредседательством Минской группы, ничем иным, как документом о понижении планки, не назовешь: основной смысл этого документа заключался в оттягивании вопроса статуса НК на неопределенный срок — на десятилетия, если не больший срок. В предложениях 2016 года таким понижением планки было также предложение о передаче определения статуса НК международным инстанциям, причем, тем, которые уже выражали позицию в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Таким же призывом снизить планку был саммит ОБСЕ в Лиссабоне в 1996г. Таким же призывом была идея «Общего государства». Таким же призывом о понижении планки был Ки-Вестский процесс 2001 года, Мадридские принципы 2007 года, на которых и были основаны предложения января, июля и августа 2016 года. Прямые или косвенные призывы содержали и различные документы, принимаемые различными международными инстанциями с 1990-х годов.

И то, что значение этих фактов старательно скрывалось от нашего общесства, не значит, что они не существовали».

По словам Пашиняна, их тактика такова: обеспечить ситуацию или решение, в результате которых арцахцы жили бы в Арцахе, чувствовали себя карабахцами, арцахцами, армянами. Любое решение карабахского вопроса, которое не только не обеспечит, но и не гарантирует эти условия, для нас неприемлемо и никогда не будет. «Вот суть вопроса. Остальное, простите, тост».