Главная / Армения / Армения не относится к карабахцам, как к беженцам

Армения не относится к карабахцам, как к беженцам

Правительство нарушает Конвенцию о статусе беженцев, требуя от насильственно перемещенных из Карабаха получить гражданство Армении, чтобы иметь возможность воспользоваться жилищной программой, в ходе пресс-конференции накануне заявила адвокат Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Ани Чатинян.

«Беженцы имеют те же права и свободы, что иностранцы. Для получения гражданства Республика Армения не предусматривает обязательного приобретения иностранцами имущества, и лишь выделяет это обстоятельство для группы людей, тем самым нарушая Конвенцию о беженцах и проявляя дискриминационный подход к насильственно перемещенным», — сказала представительница правозащитной организации.

Как считает выселенная из Карабаха общественная деятельница Лианна Петросян, программа уже провалилась: обращений на приобретение жилья по сертификату очень мало. По ее данным, до сих пор выделено только 30 удостоверений. В качестве причин отсутствия обращений отмечаются цены на жилье и бюрократическая волокита.

Для получения сертификата от заявителя требуют свидетельства о браке старших членов семьи, свидетельства о рождении, свидетельства о рождении и смерти других поколений и так далее.

«В местных базах нет свидетельств о рождении, браке и смерти особенно старших членов семьи. Речь о человеке, оказавшемся в тяжелой жизненной ситуации, собиравшемся наспех, оставившем всю жизнь в одной стране и перебравшемся в другую, у которого даже паспорта нет, не говоря уже о свидетельствах о рождении всего рода», — заметила Чатинян.

Кабинет министров предлагает восстанавливать несуществующие документы в судебном порядке. То есть сначала нужно обратиться в суд, дождаться решения, затем — его вступления в силу, впрячься в получение гражданства и только после этого обращаться за участием в жилищной программе.

Но чтобы иметь квартиру, этого недостаточно. Нужно найти жилье в пределах суммы сертификата. По словам Петросян, приобрести его в Армении на такие деньги невозможно — даже в приграничных районах.

«Нужно учитывать, что люди уже прибыли и где-то обжились, как-то организовали быт… Не нужно заставлять их покидать село Арагац за 5 миллионов и отправляться в Сюникскую область, потому что тамошняя сумма вызывает больший интерес», — заметила Петросян.

Программа обеспечения жильем еще никого им не обеспечила, а Правительство отменило выплату 40+10 000 драмов на аренду жилья и коммунальные платежи.

Проблемы с платежами возникли, к примеру, в семьях, у члена (членов) которых имелось зарегистрированное в Армении имущество, даже не представляющее ценности. То же и с теми, кто отсутствовал из страны 19 сентября 2023г.

Уроженка Мохратага Каринэ рассказала Epress.am, что ни она, ни ее ребенок не получают от государства финансовой помощи: причиной отказа послужило наличие у мужа имущества в Армении. «А сейчас он и вовсе не здесь: я не могу собрать документы, чтобы получить деньги на оплату аренды».

Эти же выплаты с мая не получали семьи, вынужденно покинувшие отдельные районы Карабаха в 2020г. Кроме того, их также не считали бенефициарами новой жилищной программы. Перед зданием Правительства проходили акции протеста против этого дискриминационного подхода. 10 октября Минтруда и социальных вопросов пришлось пересмотреть требования программы, сделав ее доступной для всех карабахцев.

В сентябре замминистра Давид Хачатрян пообещал, что выплата 40+10 тысяч будет восстановлена. Шушинка Маргарита сообщила Epress.am, что деньги еще не перевели: почти полгода они оплачивают аренду в долг.

Невыплаченные суммы обещают перевести в ноябре, в то же время предупреждая о скором завершении программы. Как сказал вице-премьер Тигран Хачатрян, с 1 января выплат лишатся карабахцы трудового возраста. Государство будет помогать только детям, лицам с инвалидностью и пенсионерам.

«Считать полноценной реализацию программы нельзя: есть множество проблем и препятствий. До тех пор, пока они не преодолены, пока проблемы не решены, не совсем правильно прекращать одну программу, потому что действует другая», — заключила адвокат Ани Чатинян.