Постоянный мир на Южном Кавказе можно обеспечить, запустив механизм «3+3», заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на саммите Большой двадцатки (G20) в Риме. По его словам, Анкара уделяет особое внимание вопросу восстановления устойчивого мира в регионе.
Накануне в рамках саммита Эрдоган провел ряд встреч, в том числе с президентом США Джо Байденом, канцлером Германии Ангелой Меркель. С западными коллегами турецкий лидер обсудил в том числе «ситуацию на Южном Кавказе».
О ней же он говорил и на пресс-конференции.
«Азербайджан, Турция, Россия, Иран, Грузия и Армения могут совершить совместный шаг и восстановить мир в регионе. Мы должны продолжать работу в этом направлении. Когда все шесть стран настроятся на позитивный лад, будет создана платформа и в регионе утвердится мир», — заявил Эрдоган на встрече с журналистами в Риме.
Грузия, по его словам, негативно относится к идее платформы «3+3». Ранее глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что 4 из 6 стран (Россия, Иран, Турция и Азербайджан) положительно относятся к данному формату, а обсуждения с Арменией продолжаются. Он выразил надежду, что Грузия изменит свой подход и «сможет увидеть свой коренной интерес».
Армен Григорян, секретарь Совбеза Армении, заявил в начале октября, что у страны все еще нет четкой позиции: «Формат пока не уточнен. Когда он прояснится, мы выразим позицию. Естественно, мы его обсуждаем, мы представили коллегам некоторые позиции, и они относятся с пониманием».
В ходе прошлогодней карабахской войны и после ее окончания Анкара выступала с предложением о создании новой площадки для переговоров между представителями трех стран региона (Армения, Азербайджан, Грузия) и их крупных соседей (Россия, Турция, Иран).
В контексте послевоенного урегулирования этот формат поддержала и Москва.
В рамках саммита Большой двадцатки «3+3» обсудили также главы МИД России и Турции.
Согласно внешнеполитическому ведомству РФ, 30 октября Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу обменялись мнениями относительно перспектив запуска регионального механизма «3+3» в целях разблокирования экономических и транспортных связей и продвижения взаимовыгодных инфраструктурных проектов на Южном Кавказе.