Решение Армении установить на границе с Азербайджаном три новых КПП — это еще только проект — «по сути, является попыткой официального Еревана избежать коридорной логики и измученной темы мегринского коридора», считает политолог Арег Кочинян.
«Премьер-министр сказал «приезжайте, когда хотите», сейчас фактически идет процесс осуществления этого. По сути, устанавливается таможня на дороге, которая прежде вела в Карвачар, в Варденисе и Ерасхе и предлагается через Вайоц Дзор, то есть въезжать из Вардениса в Вайоц Дзор, подниматься по Селимскому перевалу к Ерасху, а оттуда- в Нахиджеван», — сказал эксперт в интервью радио «Свобода» (Azatutyun.am).
«Естественно, Азербайджан или Турция, либо на самом деле и Россия не согласятся на это. Это, по сути, какая-то попытка Армении предложить какую-то альтернативу коридорной логике, но, на мой взгляд, на это не согласился главный интересант коридорной логики Россия.
Потому что дорога или коридор будет под российским контролем, это предусматривается документом от 9 ноября [трехстороннее заявление 2020 года] и, по сути, согласно подготовленному вашей радиостанцией материалу, рабочий вариант таков, что грузы и люди должны сопровождаться российскими силами. Хоть бы и частично, но в нашем случае частичное российское сопровождение означает российский коридор, так как если азербайджанцы получают в Армении эту дополнительную гарантию — в виде хоть одного российского офицера, который будет их сопровождать, — то армянская сторона такой гарантии в Азербайджане не получает».
Это, по словам Кочиняна, означает, что на деле речь идет не об открытии коммуникаций, а об открытии коммуникаций с дополнительными гарантиями безопасности для азербайджанцев.
«Зачем это теперь нужно России? Во-первых, это довольно серьезный рычаг давления на Азербайджан, во-вторых, это возможность получить дорогу, которая никак не будет контролироваться Западом и которая свяжет Россию с Турцией. А в сегодняшней санкционной России, основной рыночной альтернативой которой, похоже, потихоньку становится Турция, планируют довести товарооборот с этой страной до 100 миллиардов долларов. Это очень важный инфраструктурный проект».
По мнению политолога, неслучайно, что еще до прекращения огня в Арцахе, — заявление было только подписано — российское руководство уже начало говорить о необходимости открытия коммуникаций: «Для России это имеет серьезное значение».