Азербайджан постоянно обостряет ситуацию, в Лачинском коридоре и Нагорном Карабахе необходимо «присутствие с широким международным мандатом», заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«Вся ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на Российской Федерации», — ранее заметил секретарь Совбеза Армен Григорян. «Сегодня мы видим», отметил он, что созданная в рамках заявления от 9 ноября 2020г. архитектура безопасности, «полностью рушится».
23 апреля Баку закрыл мост Акари на границе Армения-Карабах — в Лачинском коридоре, т.е. в зоне ответственности российских миротворцев. Погранслужба Азербайджана установила на месте КПП. Степанакерт и Ереван обратились к России. После безрезультатных переговоров, которые длились несколько дней, российское Минобороны заявило об увольнении командира миротворческой миссии, генерала Андрея Волкова, которого заменят советником Сергея Шойгу, генералом Александром Ленцовым. Международное сообщество не раз «выражало обеспокоенность».
Позиция Еревана
Если прежде связывающий Карабах с Арменией Лачинский коридор был заблокирован под предлогом акции, проводимой лже-экологами, теперь он официально закрыт Азербайджаном, на заседании Правительства в четверг заявил Никол Пашинян. Действия Баку он назвал провокацией, нацеленной на обострение ситуации, усугубление гуманитарного кризиса и осуществление этнических чисток армян Карабаха.
Позиция армянской стороны в вопросе разрешения ситуации, по его словам, такова:
— Миротворческий контингент должен контролировать Лачинский коридор и обеспечивать его нормальную деятельность. Никто, кроме России, контролировать его не должен, а Азербайджан не должен препятствовать свободному передвижению по коридору, как предусматривается заявлением от 9 ноября 2020г.
— Права и безопасность Нагорного Карабаха должны стать предметом переговоров между Степанакертом и Баку в рамках международного форума.
Что касается возможного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, он, по словам Никола Пашиняна, должен включать в себя гарантии исполнения и понятную и эффективную систему механизмов разрешения споров, должны быть четко обозначены параметры делимитации границ и внедрены четкие механизмы исключения любой эскалации.
Усилия Азербайджана по превращению Нагорного Карабаха в новый эшафот для армян должны быть предотвращены, отметил премьер: «Единственным надежным путем к этому является наделенное широким международным мантадом присутствие в Нагорном Карабахе. В качестве первого шага в Лачинский коридор и Нагорный Карабах необходимо отправить срочную международную миссию по сбору фактов».
Секретарь Совбеза вспомнил 1914-й
«В рамках заявления от 9 ноября Лачинский коридор принадлежит Российской Федерации и там находятся российские миротворцы. В рамках заявления от 9 ноября, под которым подписался Азербайджан, Лачинский коридор полностью передан РФ. В данный момент всю ответственность за Лачинский коридор, за все происходящие там события несет Россия», — в эфире Общественного ТВ заявил Армен Григорян.
Петрос Газарян, ведущий: Они говорят «мы ведем переговоры».
Армен Григорян: Если вопрос можно решить переговорами, все мы будем этому рады. А если таким путем вопросы не решаются? Должны последовать действия.
П.Г.: Если не решаются, они признают виновными вас.
А.Г.: Виновных не назначают. Есть объективная реальность. Есть ответственность, и ответственность четкая — на бумаге.
Слева от [заблокированного в воскресенье] моста Акари расположена российская военбаза. Подобное происходит прямо перед базой [установка Азербайджаном КПП]. Все задаются вопросом: как это происходит? Азербайджан уже может и такое совершать или это вопрос других договоренностей, других задач? Ответа на эти вопросы пока нет.
П.Г.: Это же 7-8-й такой случай.
А.Г. Мы множество раз спрашивали наших российских коллег о том, почему такое происходит. Случаев было больше 7-8-ми: Хцаберд, Парух, блокировка Лачинского коридора с начала декабря, теперь также блокировка моста… Это уже не случаи, это факты, которым нет конца.
После войны 2020г. населению Карабаха, людям, находившимся в Армении, российские миротворцы дали гарантии по поводу того, что они будут обеспечивать безопасность. Жители Нагорного Карабаха вернулись, народ вернулся в том числе с учетом этих гарантий. Но на земле эти гарантии в настоящее время не работают. На данный момент угроза этнической чистки становится все более предметной.
П.Г. Можете сказать, что происходит ползучая переделка архитектуры безопасности 20-го года?
А.Г. Однозначно. Конечно, большая часть нашего общества недовольна документом от 9 ноября, но этот документ фиксировал ситуацию, он создал множество гарантий — Лачинский коридор, фиксация Нагорного Карабаха, фиксация линии соприкосновения… Сегодня мы видим, что эта система полностью рушится.
Обвинения [в антироссийскости] они могут предъявить нам, но никто не может обвинить в этом Нагорный Карабах. Единственный вид присутствия в Нагорном Карабахе — российское присутствие: нет ни западных послов, ни западных общественных организаций, ни наблюдателей. Там нет ничего, кроме присутствия России.
П.Г. Может, наказывают нас?
А.Г. Конечно, нас наказали. Сентябрьская война и другие действия тоже были карательного свойства.
П.Г. Будем говорить открыто. Россия сдает Арцах Азербайджану? То есть уходит из региона?
А.Г. Ответ на этот вопрос мы хотели бы услышать от Российской Федерации. Если они остаются в регионе, их действия должны были иметь иную логику.
П.Г. Я не раз общался с их экспертами. Говорят «верно критикуете, но это все, что мы можем, вы знаете, мы в другой войне, экзистенциальной…». Россия — государство, неспособное защитить территории, которые провозгласило своими. Знаете, они объявили Херсон частью России, но они сегодня не там… То есть у них на сегодняшний день имеются серьезнейшие проблемы.
А.Г. Это государство не сумело осуществить стратегическое планирование на 2-3 года или 5 лет вперед? И чтобы оно не попыталось изменить в 2020 году статус-кво в Карабахе? То, что они изменили статус-кво, были представлены там миротворцами и затем пошли на иные действия… Это в какой-то мере похоже на 1914 год.
П.Г. Но, господин Григорян, Карабах больше нужен нам, чем России. Что делают власти Армении?
А.Г. Республика Армения прилагает все усилия для создания механизмов безопасности населения Нагорного Карабаха, защиты прав, чтобы армяне жили в Нагорном Карабахе. Мы понимаем, что существует глубокий кризис, есть серьезные проблемы. Но Армения, учитывая свои возможности, пытается найти решения.
П.Г. Складывается впечатление, что Азербайджан силой добивается осуществления своих предусловий к мирному договору, а мы параллельно этому жалуемся на Россию.
А.Г. Эти вопросы взаимосвязаны… Да, Азербайджан пытается добиться этого силой, и он задался множеством целей. Армения, находясь в очень тяжелом положении, когда существующие механизмы безопасности, которые якобы должны были защищать нас, не работают, пытается найти новые гарантии безопасности.
<…>
П.Г. [В Армению] прибыли наблюдатели ЕС. Оппозиция отмечает, что это мыльный пузырь, в Карабахе, как вы сказали, кроме русских, никого нет… Россия плохо справляется? Плохо. Но альтернативы нет. А если нет альтернативы, не лучше ли вытеснить Запад, быть более пророссийскими и хотя бы пытаться ухватить максимально хорошее в этом плохом, потому что если мы оскалимся еще раз, это «плохое» превратится в «еще хуже».
А.Г. <…> Если помните, в 2013 году Армения вступила в ЕАЭС, одна из основных причин заключалась в том, чтобы иметь безопасность в Арцахе. Яркий пример. Через три года случилась апрельская война, через 6 лет — 44-дневная война. Это ответ на ваш вопрос.
П.Г. Представитель Азербайджана в ООН предъявил Армении ряд требований, в случае исполнения которых будет подписан мирный договор. Среди прочего, от нас требуют села.
А.Г. Во-первых, такие требования есть у Армении, потому что имеются оккупированные Азербайджаном территории. На территории этих сел, о которых они говорят, у Азербайджана тоже есть оккупированные села. Говоря села, я не имею в виду только дома, но и земельные участки, используемые данными общинами. Множество таких территорий есть в Тавуше — оккупированы, Армения требует, чтобы Азербайджан вернул их. Такие территории есть в Джермуке, Сотке-Хознаваре, по всему периметру границы. Азербайджан прежде должен вернуть эти территории. Во-вторых, в рамках принятых международных обязательств Азербайджан должен сесть за стол и обсудить межународный механизм гарантии безопасности и прав населения Нагорного Карабаха. И это будут хорошие условия с точки зрения продвижения к миру.