В середине мая в азербайджано-американских отношениях во второй раз за последние полгода произошло официальное дипломатическое выяснение отношений с вовлечением самых высокопоставленных чиновников с обеих сторон. Размолвка оба раза проходила по схожему сценарию. Сначала – заявление представителя США по одному из аспектов внутренней политики Азербайджана. За этим следовал вал выступлений, статей, интервью азербайджанских экспертов и чиновников в прессе с ответом, вершиной которого каждый раз становилось расширенное заявление одного из самых авторитетных политиков республики, главы администрации президента Азербайджана, президента Ассоциации азербайджанской философии и социально-политических наук Рамиза Мехтиева. Об этом на страницах московского издания “Независимая газета” пишет Станислав Притчин – эксперт Центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института востоковедения.
— Интересной особенностью этих обменов откровенными мнениями является то, что они в целом пока не меняют формат отношений Баку и Вашингтона. Стороны продолжают сотрудничать по всему спектру региональной повестки дня от поддержки операции в Афганистане и вывода войск из этой страны до тесного взаимодействия в энергетической сфере…
…В условиях роста напряженности отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса обе стороны заинтересованы в максимальной поддержке, особенно среди региональных игроков. А Азербайджан, один из ключевых партнеров для США и их союзников в регионе, использует ситуацию для усиления своей независимости в том числе и от западных стран. В отношениях же с Москвой Баку чувствует себя достаточно уверенно. Лишним доказательством уровня доверия и прагматизма между соседями стало подписание соглашения между ГНКАР и «Роснефтью» о сотрудничестве на Петербургском экономическом форуме. Что особенно показательно, документ был подписан на саммите, который заведомо рассматривался западными странами как демонстрирующий изоляцию России. Москва и Баку продолжают активное взаимодействие по линии военно-технического сотрудничества. Так, Азербайджан интересуется возможностью приобретения у России комплекса береговой охраны «Бал-Э» для защиты своего сектора Каспийского моря. По прогнозам экспертов «Рособоронэкспорта», объем контрактов с Азербайджаном к концу 2014 года может достичь 5 млрд долл.
…При этом не стоит рассматривать публичное выяснение отношений с США как внешнеполитический разворот от сотрудничества с заокеанским партнером. Ни один из проектов и ни одно из направлений работы с США не свернуты. Сотрудничество продолжается по всем вопросам региональной повестки дня. Просто Азербайджан раз за разом обозначает свой суверенитет и право на решение любых внутриполитических решений без оглядки на западных партнеров. Вероятнее всего, сейчас, в условиях предстоящей смены посла, а также серьезного кризиса в отношениях с Россией, США не будут поддерживать развитие конфликта и оказывать серьезное давление на официальный Баку. Американская дипломатия постарается со временем нивелировать негативный эффект от конфликта. Одним из таких направлений стабилизации отношений может стать изменение позиции США по конфликту вокруг Нагорного Карабаха. Так, спецпредставитель США в Минской группе Джеймс Уорлик недавно обозначил шесть принципов урегулирования конфликта, в том числе возвращение Азербайджану прилегающих к Карабаху семи районов, находящихся под контролем Армении. Другой вопрос – насколько Вашингтон готов будет от риторики перейти к реальным шагам по разрешению конфликта. В текущей международной ситуации это выглядит маловероятно.
Выводы, пусть и предварительные, из ситуации с Украиной и реакцией Азербайджана можно сделать следующие. Используя сейчас механизмы «мягкой силы» для свержения режимов, США в полной мере не получают желаемого результата в виде подконтрольных стабильных режимов. Происходит либо развитие конфликта по непредсказуемому сценарию, с неопределенными перспективами урегулирования ситуации, как с Украиной, либо рост антиамериканских настроений и настороженности, как в случае с Азербайджаном.