Смерть страдающего болезнью Паркинсона в уголовно-исполнительном учреждении «Армавир» Грачья Геворгяна не была случайностью и могла быть связана с его заявлениями о тюремных порядках. Об этом на пресс-конференции в четверг, 6 апреля, заявила руководитель защищавшей интересы Геворгяна в суде правозащитной организации «Хельсинкская ассоциация» Нина Карапетянц.
«Его существование мешало многим, потому что он заявлял о проблемах в тюрьме». По словам правозащитницы, в письмах в качестве своего адреса Геворгян отмечал «Бизнес-центр Нубарашен» [имеется в виду Нубарашенская тюрьма, в которой он сидел ранее], так как, сообщал осужденный, в тюрьме легко можно продать или купить то, что невозможно продать на воле.
В письмах Геворгян, в частности, рассказывал про крупный оборот наркотиков: «Сделано все, чтобы не было людей, мешающих бизнесу системы… Если Геворгяна и не убили, то ему намеренно не оказали соответствующей медпомощи».
На протяжении лет заключенный требовал организации необходимой медицинской помощи, объявлял голодовки, писал письма. Его адвокаты обращались в компетентные органы, однако как из Минюста, так и из Уголовно-исполнительного управления отвечали, что ему оказывают необходимую медпомощь и для освобождения Геворгяна нет оснований.
Кроме того, адвокат выразил недовольство офисом Омбудсмена Армении: «Мы неоднократно обращались туда, говорили: мы хорошо знакомы с делом, он симулянт. Но симулировать Паркинсона невозможно. Я даже не удивлюсь, если и смерть сочтут симуляцией».
Последняя голодовка Геворгяна длилась 57 дней, которую он проводил с зашитым ртом. Помимо оказания медпомощи, арестант требовал установить в его камере унитаз, так как он был не в состоянии покидать камеру на инвалидной коляске и пользоваться туалетом.
О смерти Грачья Геворгяна адвокатам по телефону сообщил один из заключенных.
«Мы узнали о случившемся около 20:30. Только после нашего сообщения в «Фейсбук»-е мне позвонили из уголовно-исполнительного учреждения в 23:00 и сказали о смерти Геворгяна», — рассказала Карапетянц, отметив при этом, что, по имеющимся данным, смерть наступила около 17:30.
Так же, по телефону, адвокаты узнали, что утром следующего дня состоится вскрытие, на котором может присутствовать эксперт, представленный защитниками.
«Говорить ночью, что в 9 необходимо находиться на вскрытии, это делается умышленно, чтобы помешать нам привлечь эксперта», — считает руководитель «Хельсинкской ассоциации».
Несмотря на то, что по распоряжению министра юстиции назначено служебное расследование, адвокаты не верят, что виновные понесут наказание. «В любом случае, мы не будем сидеть сложа руки. Дождемся результатов экспертизы».
Также он неоднократно жаловался на атмосферу в тюрьме, отношение к нему и отсутствие соответствующей медпомощи. Он опубликовал открытое письмо о царящих в тюрьме порядках. В уголовно-исполнительном учреждении он несколько раз подвергался насилию. В конце 2013-ого мать Геворгяна Нахшун Енгибарян пыталась совершить акт самосожжения неподалеку от офиса президента Армении в защиту прав сына.