«Расиа ФЗЭ», взявшаяся за строительство железной дороги Иран-Армения, подала иск в международный арбитраж, требуя от Республики Армения 160 млн. драмов (более $333 300). Газета «Айкакан жаманак» рассказывает, как компания оказалась в Армении: «Можно сказать, что иск против Армении — подарок Сержа Саргсяна армянскому обществу».
На пресс-конференции 4 сентября министр транспорта, связи и информационных технологий Ашот Акопян заявил, что «Расиа ФЗЭ» подала иск против Республики Армения. Компания должна была спроектировать, профинансировать, построить и ввести в эксплуатацию южную железную дорогу Армении.
Компания утверждает, что они понесли убытки вследствие действий армянской стороны.
По убеждению министра, иск нелогичен, и беспокоиться не о чем. Тем не менее, заметил он, армянская сторона не станет сидеть сложа руки, и правительство уже привлекло авторитетную международную организацию для защиты интересов Армении.
«Дело в том, что эта компания, мягко говоря, крайне сомнительна. Сегодня это называют словом «фейк». Она зарегистрирована в Дубае, не имеет никакой биографии, контактных данных, занимает небольшую территорию в каком-то офисном здании и взялась за реализацию программы строительства железной дороги Иран-Армения стоимостью от 3.5 миллиарда до 5 млрд. долларов.
В октябре 2008 года в своем послании Национальному собранию и народу Серж Саргсян заявил, что в ближайшие годы начнется строительство ж/д Иран-Армения. Это было очень заманчивое и вдохновляющее заявление и, естественно, независимая от Сержа Саргсяна пресса стала часто напоминать об этой железной дороге. Чиновники утверждали, что не имеют никаких сомнений по поводу того, что она будет построена, но сомнений это не рассеяло. И чтобы показать, что такое обещание Серж Саргсян дал не для того, чтобы хоть как-то успокоить общество после 1 марта 2008 года, чиновники стали искать варианты создания иллюзии действий. И вот появилась «Расиа ФЗЭ». Как это произошло, до сих пор непонятно. Чиновники наши ее нашли или она сама нашлась, неизвестно. В любом случае, ее директору по имени Джозеф Барковски устраивали прием на высшем уровне. Он встречался с премьер-министром Армении Тиграном Саргсяном, давал интервью, толкал красивые речи.
18 января 2013 года Барковски от имени своей «Расиа ФЗЭ» подписал меморандум о взаимопонимании с правительством Армении в лице тогдашнего министра транспорта и связи Гагика Бегларяна. И был объявлен официальный старт реализации программы железной дороги Иран-Армения. И по очень случайному совпадению в Армении намечались президентские выборы. И если бы в этот предвыборный период Сержа Саргсяна спросили, что стало с железной дорогой, он мог сказать, мол, вот, приехал Барковски, мы подписали меморандум, скоро начнем.
На церемонии подписания меморандума Гагик Бегларян заявил, что говорить непосредственно о сроках строительства можно будет по прошествии полутора лет, когда завершатся исследования и проектные работы. Тем самым, фактически, этот штурм сомнений по поводу реализации обещанной Сержем Саргсяном «гигантской» программы был отложен. Прошло время, и Барковски прибыл в Армению, созвал пресс-конференцию, представил несколько цветных нехитрых слайдов, так сказать, сделал «презентацию» и снова пропал.
Этого было достаточно, чтобы чиновники снова начали говорить, мол, «вот-вот, уже скоро, подождите еще немного и железная дорога будет построена». К кому только они ни обращались все это время: к русским, к китайцам… Финансирования они так и не нашли.
В конце концов, в январе 2017 года правительство распустило ЗАО «Дирекция строительства железной дороги», на создание и деятельность которой из госбюджета было потрачено более полумиллиона долларов. На этом тема, похоже, была официально закрыта», — заключило издание.
Подробно о ж/д Иран-Армения здесь