4 года назад в рамках дела «Налбандяны против Армении» Евросуд по правам человека обязал Республику Армения выплатить семье из Вардениса 62 тысячи евро по факту пыток и отправить дело в суд. Несмотря на это, на днях прокуратура сообщила о необнаружении виновных. По словам Аревик Налбандян, у них были очные ставки с теми, кто устраивал пытки: полицейскими, прокурорами и следователями, однако прокуратура «поверила силовикам» и закрыла дело.
Согласно официальному обвинению, в 2004 году Наринэ Налбандян и ее супруг убили одноклассницу дочери — 16-летнюю Сюзанну Саргсян — и бросили труп в яму. Баграта Нерсисяна приговорили к 9 годам тюрьмы, Налбандян — к 14. Супруги утверждали, что им «шьют дело», а Сюзанну, по их словам, украли, а впоследствии убили люди, связанные с высокопоставленными чиновниками.
Семья Налбандянов
В 2004-ом Наринэ Налбандян и ее дочь Аревик — свидетель по уголовному делу — обратились в прокуратуру и офис Защитника прав человека, сообщив, что подверглись пыткам, физическому насилию и жестокому обращению со стороны полицейских Вардениса и прокуроров области.
Причем, по результатам медицинского обследования, в те дни ступни Наринэ Налбандян были отекшие и посиневшие, в разных частях тела Аревик обнаружили повреждения. После этого случая братья матери отвели девочку в медцентр «Армения», где зафиксировали телесные повреждения.
В 2004 году прокуратура Гегаркуниской области отказала в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия состава преступления. Семья обратилась в ЕСПЧ. Спустя годы в вердикте международного суда зафиксировали, что полицейские получали у них показания пытками. Европейский суд счел это грубым нарушением и упущением государства в исполнении своих обязательств.
В 2017 году, уже после вердикта ЕСПЧ, следствие по делу было возобновлено. На протяжении 3 лет Аревик Налбандян и члены ее семьи участвовали в очных ставках.
Отметим, что после вердикта Евросуда Наринэ Налбандян освободили на очередном судебном заседании в зале суда, хотя до истечения наказания сроком 14 лет оставалось 6 месяцев, а Баграт Нерсисян провел в тюрьме 9 лет.
Аревик Налбандян рассказала Epress.am о своей очной ставке с избившими ее: председателем суда общей юрисдикции Гегаркуникской области Варданом Арутюняном, в те годы работавшим в прокуратуре области помощником прокурора, следователем по делу об убийстве Гагиком Овсепяном, начальником отдела варденисской полиции Виктором Акопяном.
Вардан Арутюнян
«Во время очной ставки они вели себя так, будто не знали меня, пальцем не трогали, а я говорила судье [Вардану Арутюняну]: помнишь, ты хватал меня за шею, предлагал сигарету, спрашивал «как ты убила Сюзанну?». Он, однако, отрицал это». По рассказу Аревик Налбандян, после ареста родителей ее, избивая, доставили в отделение полиции.
Там в кабинете начальника отдела Виктора Акопяна ее избивал полковник Карлен Арутюнян, требуя признаться в убийстве, Вардан Арутюнян требовал, чтобы она курила, а зампрокурора области Федрик Багдасарян дал ей пощечину. Затем ее начали бить ногами, после чего отвели к матери, которая потребовала написать все, что ей говорят: «Мама была в ужасном состоянии: избитая, с посиневшим лицом. Она сказала: «Аревик, посмотри, что со мной сделали, запиши под диктовку все, что они скажут. Мы не имеем отношения к этому убийству, но Витя, кажется, хочет сшить нам дело». Я ответила: как написать, если это не мы?».
Отметим, что на момент очной ставки Федрика Багдасаряна и Карлена Арутюняна не было в живых.
Несколько дней назад прокуратура прислала повестку о том, что дело снова было закрыто на том же основании — отсутствие состава преступления.
Адвокат семьи Седа Сафарян заявила в беседе с Epress.am, что по данному делу ведется политика отрицания: «По сравнению с показаниями Налбандянов показания сотрудников системы играют доминирующую роль. То есть показаниям Налбандянов не верят. В системе ничего не изменилось».
В решении прокуратуры об отказе говорится: «В ходе предварительного следствия, помимо показаний заинтересованных в исходе дела пострадавшей Аревик Налбандян и ее родственников, других фактических данных о превышении Гагиком Овсепяном должностных полномочий, которое сопровождалось применением насилия, добыто не было, и исчерпаны все возможности добыть новые доказательства».
Что касается полученных Аревик Налбандян травм, с одной стороны, медицинское заключение не ставится под сомнение, с другой отмечается: «Существует неразвеянное подозрение, что эти повреждения были получены при иных обстоятельствах, учитывая временной разрыв между предполагаемым случаем и обнаружением телесных повреждений».
Сафарян уже обжаловала решение прокурора и намерена обратиться в суд для его отмены. Адвокат не исключает, что при необходимости они снова прибегнут к помощи Евросуда по правам человека.