Встреча Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в Мюнхене не соответствовала никаким надлежащим стандартам, считает зампред партии первого президента Армении «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян. Вместе с этим, он отмечает: необходимо понимать, перед какой аудиторией проходит полемика.
Участвовать в Мюнхенской конференции по безопасности приезжают те, кто определяет международную политику, и сообщество экспертов в сфере безопасности, говорит Зурабян в интервью радиостанции «Свобода».
«Это достаточно серьезная аудитория, заинтересованная в анализе конфликтов и ключах к их решению, и выступая перед ней, главы государства должны в первую очередь думать, как им удастся представить суть конфликта и возможности его решения».
Зурабян признает, что провокация исходила от президента Азербайджана, который заговорил на «исторические темы». По его мнению, это абсурдно: «Исторические намеки, исторические обоснования, исторические аргументации перед такой аудиторией имеют нулевую ценность. Более того, подобные аргументации вредят имиджу этих глав и тому, как их воспринимает международное сообщество».
Зампред АНК сравнил такой стиль работы с тем, как если бы немцы стали говорить об исторически прусском Калининграде-Кенигсберге, который должен принадлежать им, а греки о том, что вся западная Турция — их историческая территория со времен Афин и Спарты:
«Исторические ссылки неуместны. У этой аудитории создается впечатление, что идет война между какими-то аборигенами, которые говорят: мой отец, мой дед охотился в этом лесу, и я должен продолжать охотиться здесь.
Естественно, это оставляет крайне негативное впечатление».
Премьер-министру Армении, по мнению Зурабяна, стоило сказать, что это серьезная аудитория, нужно отставить «исторические доводы»: он должен был предложить представлять суть конфликта. Таким образом Пашинян выгодно отличался бы от Алиева, чего, однако, не случилось, поэтому, по словам Зурабяна, проиграли оба.
«Возникает вопрос: почему они так поступили? Дело в том, что, к сожалению, они направляли мессидж не данной аудитории, они говорили не с ней, а с собственными народами, обществами. И хотели показать: ага, здесь я его победил, унизил его, ответил на аргумент.
К сожалению, в международной политике, фактически, есть люди, которые не видят разницы между тем, чтобы нравиться собственному обществу и защищать его интересы. На самом деле различие очень важное и тонкое…
К сожалению, в армянской политической элите это уже укоренилось при Кочаряне, Серже Саргсяне. Я и в Совете Европы вижу, как говорили раньше, как говорят теперь: отправляются туда, чтобы «уничтожить» азербайджанцев, а потом предъявлять аудио- или видеозаписи с места своей аудитории». А это, по мнению политика, пагубно с точки зрения интересов общества, ведь такой стиль работы не воспринимается ни в Совете Европы, ни на конференции в Мюнхене.
«Всего лишь нужно было представить суть карабахского конфликта так, как понимаем ее мы и Арцах, — что, по сути, одно и то же, — и желательные для нас пути решения», — подчеркнул Левон Зурабян.