Писатель, журналист и блогер Роман Надирян сообщил в Фейсбуке о своем заболевании и рассказал о том, как его перенаправили в частный сектор и как приходится самому оплачивать диагностику и лечение в ереванских медучреждениях:
«Соки от коронавируса
Я болен. Вернее, мне надо сказать, что у меня коронавирус, который я переживал в прошедшие дни не очень легко. Но есть ли у меня тест? Нет у меня теста.
В первый день я почувствовал общий дискомфорт, стала болеть голова, особенно в затылочной части. Я думал, что у меня давление. Других симптомов не было. К вечеру температура немного поднялась, начались боли в области ребер. Ночью температура была уже выше +38 и несколько дней ниже +38 не опускалась, временами поднимаясь до +39,4. На второй день помимо температуры начался озноб, ломота и была всё время сильная головная боль уже не только в затылке. Иногда становилось трудно дышать. На третий день всё то же самое — температура, головная боль, затрудненное дыхание, озноб, ломота в теле, боль в области ребер. Мы записались на КТ.
В ночь на четвертый день у меня начало очень сильно биться сердце при всё тех же симптомах. И впервые мне стало тревожно. Жена давно говорила, что так оставлять нельзя, надо что-то делать. Тут и я подумал, что можно вдруг упустить момент, после которого вся картина происходящего будет выглядеть гораздо печальнее. Когда у меня началось сердцебиение, я подумал, что, может быть, это от недостаточности кислорода. Мне было уже действительно совсем нехорошо. И ночью мы вызвали скорую. Я собрался, подготовил всё самое необходимое. Я был уверен, что меня заберут в больницу. Сделают тест и будут лечить. Приехала бригада — врач с медсестрой. Первым делом померили уровень насыщения крови кислородом — он оказался в норме, и нас это успокоило. Выслушав все мои жалобы, померив температуру (и температура у меня была), задав некоторые вопросы, врач сказал, что у меня коронавирус (на 99 и 9%, как он сказал). Он сказал, что меня, конечно, надо госпитализировать, но он этого сделать не может. «Я бы попытался, но смысла нет — все больницы битком набиты. Я сегодня десятерых отвозил, потом приходилось возвращать обратно», — честно признался он. Прописал пить 3 литра соков в день («От коронавируса вас эти соки спасут», — сказал), витамин С и сбивать температуру парацетамолом. Вколол анальгин с димедролом. Велел делать рентген легких, идти в поликлинику, к которой прикреплен, и делать то, что мне велит мой участковый терапевт. Мне это какой-то дикостью показалось. И потом — прописан я в одном конце города, там и поликлиника, а живу совсем в другом конце. И в таком моём состоянии ездить в поликлинику мне показалось делом очень сложным, невозможным даже. То есть когда мне нужен был тест, я его получить не мог.
Мы отменили КТ, сделали рентген, который показал, что всё у меня в порядке. Чуть позже выяснилось, что рентген вообще ничего не показывает из того, что связано с пневмониями. Мы пошли в платную клинику к терапевту (это ближе, нет очереди, про квалификацию были наслышаны), которая сказала, что много времени потеряно, но прописала мне лечение от коронавируса, потребовав, чтобы мы сделали КТ и сдали анализ крови — общий анализ и по всяким там дополнительным показателям. Врач сказала, что можно пробовать лечиться дома, но можно пробовать ещё попасть в больницу, но пробовать попасть (как в кафкианский замок) мне уже никак не хотелось. Как мне было делать этот тест, который делают якобы всем, кто жалуется и имеет признаки Covid, я не знал. Видимо, теперь уже только платно. Уже много раз указали, где именно можно его сделать и за какую цену. Но делать его я уже совершенно не хочу, давно настало время лечиться от этой болезни. Этот тест мне ничего не даст, он меня не вылечит. Это лишняя трата денег. Ведь мы и так всё делаем за свой счёт. И рентген, и КТ, и лекарства, которые оказались дорогущими, и анализы, и врач, и повторный КТ впереди, и повторные анализы… Большая часть болезни уже позади, я знаю. Мне и даром сейчас этот тест не нужен. В самом конце можно будет сдать тест на антитела, и всё.
Если кто-то возьмется сейчас говорить, что мы что-то делали не так, что надо было добиваться, надо было бороться, звонить туда и сюда — я сразу удалю, простите, я предупреждаю. Мне совсем не до этого. Мне не хотелось тратить драгоценного времени, сил и остатков здоровья. И сейчас не хочется.
Сейчас мне уже лучше. Может быть, именно потому, что мы не стали ездить из конца в конец города, не стали выяснять, по каким еще горячим линиям можно звонить, а сразу начали прописанное лечение, сделали КТ.
Друзья, если вдруг, не дай бог, будет подозрение на эту болезнь, помните, что осложнения могут возникнуть совершенно внезапно. И кстати, совсем необязательно быть пожилым человеком для этого. Как говорили в клинике, в больницах очень много совсем молодых людей. Вовсе необязательно сильно задыхаться, болезнь может протекать почти незаметно и привести к тяжелым последствиям. Помните об уровне сатурации (насыщение кислородом крови) — это очень важный показатель! Он должен быть не ниже 94. При тяжелых формах коронавируса он опускается ниже. А также про показатели свертываемости крови (коагулограмма), если показатели свертываемости повышены, увеличивается риск образования тромбов. Эти показатели у меня были значительно повышены.
И надо делать КТ, чтобы выяснить, есть ли пневмония, насколько поражены легкие. У меня она оказалась. Мои лёгкие оказались пораженными в размере до 25 процентов. Вот результат КТ-анализа я и публикую.
Я вам всем желаю здоровья! Берегите себя и своих близких! Будем здоровы, обнимемся!».