Посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Попов отметил, что Россия никогда не сводила урегулирование в Нагорном Карабахе лишь к возвращению Азербайджану семи районов региона, забыв вопрос о его статусе.
Россия никогда не сводила урегулирование в Нагорном Карабахе лишь к возвращению Азербайджану семи районов региона, забыв вопрос о его статусе. Об этом говорится в распространенном в среду комментарии российского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, посла по особым поручениям МИД РФ Игоря Попова в связи со статьей премьер-министра Армении Никола Пашиняна «Истоки 44-дневной войны».
«Утверждать, что Россия предлагала вернуть семь районов «за просто так», забыть про статус и успокоиться, — не соответствует действительности», — отметил дипломат.
По словам Попова, в статье под российскими предложениями, скорее всего, подразумевался план поэтапного урегулирования, последняя редакция которого была передана сторонам в июне 2019 года. «В основе этого плана, во многом совпадающего с Казанским документом, лежат базовые принципы нагорнокарабахского урегулирования, среди которых возвращение Азербайджану на первом этапе пяти районов, а на втором — двух, причем — подчеркну это особо — в увязке с определением статуса Нагорного Карабаха», — пояснил он.
Дипломат также указал на то, что среди других отражающих интересы Армении элементов первого этапа было признание за Нагорным Карабахом прав, обеспечивающих организацию полноценной жизнедеятельности его населения, участие представителей Нагорного Карабаха в заседаниях ОБСЕ, снятие блокады, открытие границ, принятие сторонами обязательств о неприменении силы.
Комментируя вопрос статуса территорий, Попов обратил внимание на то, что в последние годы на переговорном столе лежали предложения, предусматривающие определение окончательного правого статуса Нагорного Карабаха «путем проведения в сроки, согласованные сторонами, под эгидой ООН или ОБСЕ всенародного голосования, выражающего свободное волеизъявление населения Нагорного Карабаха и имеющего юридически обязательный характер в соответствии с нормами и принципами международного права». При этом, по словам дипломата, формулировки вопроса или вопросов, выносимых на голосование, не будут ничем ограничиваться, а любой результат голосования будет уважаться сторонами.
«Кстати, ширину и статус Лачинского коридора также предлагалось рассмотреть только на втором этапе с учетом возвращения Азербайджану Кельбаджарского и Лачинского районов», — добавил он. Попов также указал на то, что ни армянская, ни азербайджанская стороны не отвергали эти предложения, хотя полного согласия достичь не удавалось, но переговоры продолжались на регулярной основе вплоть до 2018 года, когда Ереван выдвинул новые подходы.