Главная / Армения / Что происходит в армяно-иранских отношениях

Что происходит в армяно-иранских отношениях

В течение трех последних дней в Ереван с рабочим визитом прибыли двое министров из Ирана. С 23 по 25 мая в Армении встретили делегацию во главе с министром дорог и градостроительства Мохаммадом Эслами. А в среду в Ереван прибыл глава иранского МИД Джавад Зариф, накануне посетивший Баку.

Визиты двух министров

В азербайджанской столице Зариф встретился с президентом Ильхамом Алиевым, а в Ереване – с премьер-министром Николом Пашиняном.

В ходе этих визитов обсуждалось разрешение ситуации на границе в Сюнике, а также участие Ирана и иранских компаний в импорте природных ресурсов и реформирования инфраструктур.

«Надеюсь, после завершения пандемии мы сумеем добиться большего развития двусторонних отношений в экономической сфере. Свободная экономическая зона Мегри, а также наличие железной дороги Иран-Нахиджеван-Армения может быть очень эффективно для двух стран.

Надеюсь, в ближайшее время мы сумеем обеспечить активное присутствие в Сюникской области. Такую важность мы придаем двусторонним отношениям. У меня состоялся хороший стратегический диалог с партнерами из Армении, и при первом же удобном случае наш представитель посетит Армению и продолжит этот диалог», — отметил Зариф на встрече с Пашиняном.

Эслами же встретился с министром экономики Вааном Керобяном. В ходе встречи в основном обсуждалось расширение торгово-экономических связей между странами и устранение препятствий.

Согласно официальному заявлению, обсуждалась возможность привлечения инвестиций, строительства промышленного поселка, улучшения логистических инфраструктур, упрощения процедур в процессе реформ, а также пересмотра ставок выплат за транзитные грузоперевозки по территории Армении.

Также стороны упомянули запуск новых прямых рейсов между двумя странами.

Кроме того, Эслами и министр территориального управления и инфраструктур обсудили коридор Персидский залив-Черное море и автотрассу Север-Юг.

«Мохаммад Эслами подтвердил готовность иранской стороны к реализации взаимовыгодных инициатив по углублению экономических связей, в частности, проекта международного транспортного коридора “Персидский залив — Черное море. Мохаммад Ислами рассказал об интересе иранской стороны к расширению автомобильного и железнодорожного сообщения с Арменией и к участию в строительстве южных участков дороги Север-Юг.

В этом контексте стороны обменялись мнениями о возможностях расширения участия иранских компаний в программах улучшения инфраструктур Армении». Как говорится в сообщении армянской стороны, Папикян представил собеседнику подробности проектирования участка дорог Сисиан-Каджаран и Каджаран-Агарак и начале строительства. Подчеркнув обеспечение высоких стандартов качества строительства, министр сказал, что привлечение государственных средств в программу создаст хорошие предпосылки для представительства иностранных, в том числе — иранских строительных компаний.

В ходе встречи были затронуты вопросы, связанные с упрощением и регулированием процедур  перевозок транзитных грузов. Иранская сторона была проинформирована о том, что Министерство ТУИ в настоящее время инициировало пакет законодательных изменений, который предусматривает пересмотр ставок сборов, взимаемых за иранские транзитные грузы через территорию Армении и критерии их расчета․ В результате изменения ставки для иранских грузовых перевозчиков будут снижены в несколько раз.

Напомним, что 27 апреля и.о. министра Сурен Папикян сообщил, что на участке Транш-3 дорожного коридора Север-Юг началось широкомасштабное асфальтирование.

По сообщению иранского Mehr, Тегеран стремится довести уровень армяно-иранских взаимных инвестиций до 1 млрд. долларов.

Издание отмечает, что, по мнению Эслами, когда будет решен вопрос членства Ирана в ЕАЭС, Армения, в качестве ворот Тегерана на евразийский рынок, может упростить товарообмен со странами Евразийского экономического союза и ускорить процесс растаможивания.

Кроме того, как отметил Эслами, Тегеран, основываясь на трехстороннем ноябрьском армяно-российско-азербайджанском заявлении, преследует цель при помощи ж/д связать иранскую Джульфу с Ереваном и Тбилиси.

На фоне всего этого около недели назад президент Ирана заявил, что страны Запада, наконец, согласились отменить часть объявленных в отношении Тегерана в связи с ядерной программой санкций, которые затрагивали сферу нефти и газа, морское транспортное сообщение, Центробанк и т.д.

Напомним, что соглашение ограничивает ядерные исследования и производство в Иране взамен на постепенную отмену санкций.

В 2018-м экс-президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из переговоров по договору и прибавил число санкции против Тегерана, чтобы тот вынужденно согласился на более строгие условия. В ответ Иран решил расширить программу обогащения урана.

«Ядерные» переговоры возобновились в США сразу после смены власти. Вокруг договора с США, Францией, Россией, Китаем, Германией и Великобританией переговоры ведут президент Ирана и глава МИД, по иранским стандартам считающиеся более или менее умеренными.

18 июня в Иране пройдут президентские выборы. Орган, контролирующий избирательные процессы в стране, накануне утвердил окончательный список кандидатов – их 7. Примечательно, что как основной фаворит списка Ибрагим Раиси, так и другие 6 кандидатов – консерваторы и, по большому счету, они разделяют ценности Корпуса.

Ничья кандидатура из реформистского лагеря действующего президента Рухани не подтвердилась. Действующий глава МИД отказался от участия из-за «слитого» недавно интервью. В случае с этими кандидатами процесс ядерных переговоров может быть поставлен под серьезную угрозу, в результате чего саботироваться могут не только отношения Иран-Запад, но также планы касательно дорог и инфраструктур, которые при помощи Армении связывают Тегеран с восточной Европой.