«Это не обычные выборы. В Армении крайне взрывоопасная ситуация. У меня предчувствие, что это будут самые позорные, самые опасные выборы в истории Армении», — заявил первый президент, кандидат в премьер-министры от «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян, представляя в понедельник, 7 июня, предвыборную программу партии.
«Есть два полюса, претендующие добраться до власти любой ценой, они готовы на все.
Обе стороны владеют колоссальными финансовыми, административными, криминальными ресурсами. Ради достижения своей цели обе стороны пойдут на любой шаг», — уверен он, как и в том, что оба – Роберт Кочарян и Никол Пашинян — ни перед чем не остановятся.
«Не верьте ничьему честному слову: ни Пашиняна, ни Кочаряна. Мы видели, во что нашему народу обошлось их честное слово».
По мнению Тер-Петросяна, было «чудесное средство» для выхода из сложившейся ситуации, для очень спокойного произведения смены власти и формирования кризисного правительства:
«Это средство есть. Я говорил о нем несколько раз. Если бы Кочарян и Серж Саргсян приняли мое предложение выступить [единым] блоком, но при условии, что никто из нас – ни я, ни Кочарян, ни Саргсян – не претендовали бы ни на какую государственную должность, сразу бы все разрешилось.
Явление Пашинян исчезло бы из Армении, бывшие президенты отступили, сформировалось бы чудесное правительство из технократов… Но Кочарян и Серж отвергли это предложение.
Разговоры о том, что в прошлом вы, мол, резали друг друга, растерзывали, какие вы безнравственные люди, раз собираетесь, создаете друг с другом блок… Ладно, безнравственные, но таков был способ нашего спасения. Этого не получилось, что теперь будет? Бой. Я еще не говорю о гражданской войне.
Пока что сражаются их ресурсы, их сторонники. Они и этим не будут довольствоваться, во время выборов с обеих сторон будут тысячи нарушений, в условиях которых на избирательных участках будут тысячи инцидентов, и процесс может выйти из-под контроля».
Тер-Петросян высказался и о программах, представленных силами, возглавляемыми Кочаряном и Пашиняном.
«Никакой программы нет. Совершенно нельзя верить документам, подготовленным их специалистами. Помните, какие обещания давали Роберт Кочарян и Никол Пашинян и какие исполнили до конца. Таких обещаний нет. Они говорили одно – делали совершенно иное».
А теперь, считает Тер-Петросян, оба деятеля решают вопрос мести.
«Роберт Кочарян и не скрывает, говорит: приду, всех по одному накажу. Даже по поводу пары каких-то нападений на его штабы сказал: знайте, всех заснял, как только стану премьер-министром, накажу вас всех. Ничего другого он не знает.
Знаете, какой у Роберта Кочаряна характер: если в детском саду ребенок случайно наступил ему на ногу, впоследствии он точно потребовал отчитаться, наказал его».
Почему первый президент отверг приглашение исполняющего обязанности премьер-министра Никола Пашиняна принять участие в дебатах? Приглашение отклонил и Кочарян.
«По своему стилю или своей сути Кочарян дал великолепный ответ, сказал: я Пашиняна не на дебаты, а на дуэль приглашаю, причем, с любым видом оружия, то есть от рогатки до атомной бомбы.
Я отказал Пашиняну просто из жалости. Пожалел, потому что эти дебаты могли стать для Никола самоубийством».
Кочарян же теперь постоянно говорит о «достойном мире». Тер-Петросян считает это поразительным.
«Свои слова я всем даю бесплатно. Но я помню, когда я впервые произнес «достойный мир», последовала реакция: Левон отдает земли, все! А теперь он говорит о достойном мире – после капитуляции. Это в лучшем случае будет не достойный мир, а достойная капитуляция. Ничего другого».
В результате 30-летней пропаганды большая часть нации и всех политических сил до сих пор не поняла простую истину, озвученную им «еще 25 лет назад»:
«В вопросе Карабаха у Армении союзников нет.
Сейчас снова повторяют, мол, ничего, если не Россия союзник, Америка будет, Иран будет, Китай и так далее… Что это значит? Это значит, что мы не хотим извлекать уроки не только из нашей истории, но и из настоящего, последних 30 лет. Совершенно.
… Если мы будем продолжать в том же духе, если такой будет так называемая элита, к которой я отношу и партии, и интеллигенцию, и именитых представителей Диаспоры… если мы упадем в ту же пропасть, мы превратимся в одну из самых презренных стран мира».
В заключение Левон Тер-Петросян добавил, что в ближайшее время намерен созвать пресс-конференцию.