Предприниматель Хачатур Сукиасян (известен по прозвищу Грзо) возвращается в политику. Кандидат в депутаты числится в списке (по пропорциональной системе) «Гражданского договора», партии исполняющего обязанности премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Основатель компании «СИЛ концерн» Хачатур Сукиасян – один из первых олигархов независимой Армении – уже в 1999-2007 удачно совмещал бизнес-деятельность с работой депутата.
После событий 2008 года, когда он встал на сторону оппозиционного кандидата в президенты, Сукиасян хоть и был объявлен в розыск, но в отличие, к примеру, от того же Пашиняна, тогда он сумел найти общий язык с Сержем Саргсяном и, выйдя из подполья, не попасть в список политзаключенных.
Правда, формальную политику ему пришлось покинуть. В качестве наказания он лишился завода минеральных вод «Бжни», которым завладел ныне разыскиваемый Рубен Айрапетян (Немец Рубо, экс-президент Федерации Футбола Армении), и продал сигаретный бизнес «Филип Моррис», который достался бизнесмену Арману Саакяну.
В 2018-м Сукиасян поддержал Бархатную революцию. После смены власти, однако, должности он не получил.
Пришедшие к власти в результате всенародного бунта во время и после Бархатной революции периодически высказывались о необходимости отделять бизнес от политики. Как так вышло, что теперь – всего три года спустя – в их предвыборный список попадают крупные предприниматели?
Депутат от правящей фракции «Мой шаг» Грачья Акопян затруднился ответить на этот вопрос. Он не может определить, бизнесмен Сукиасян или политик.
«Сложно определить, предприниматель Хачатур Сукиасян или политический деятель. Четыре брата, у каждого бизнес в какой-то сфере, в том числе, возможно, и у Хачатура Сукиасяна, бизнес передан в управление…
Подробности мне неизвестны, но, на мой взгляд, Хачатур Сукиасян дольше занимался политикой… даже преследовался во время поствыборных процессов 1 марта 2008 года», — сказал парламентарий.
Депутаты, говорится в статье 95 Конституции, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Четкий на первый взгляд запрет без труда обходят стороной. Не зря Акопян, упомянув о «возможном» бизнесе Сукиасяна, тотчас добавляет — он «передан в управление».
Этот трюк с «передачей» действует в Армении бесперебойно, позволяя крупным бизнесменам «силой закона» входить в формальную политику. Гагик Царукян в этом смысле – хрестоматийный пример.
Царукян, как известно, и не скрывает себя-бизнесмена. При этом попытки привлечь его к ответственности и лишить мандата с треском проваливались.
Даже официальное заключение Комиссии по предупреждению коррупции, — согласно которому, лидер «Процветающей Армении» постоянно участвовал в управлении «переданного в управление» предприятия, — не помогло определиться депутатам от парламентского большинства, в том числе Грачья Акопяну.
«Царукян несколько раз заявлял, что владеет бизнесами, которые передал в управление», — говорит депутат, а затем продолжает: — «Не могу сказать, политический деятель Гагик Царукян или бизнесмен».
Уже появились слухи о том, что помимо Сукиасяна в списке «Гражданского договора» можно будет найти имя крупного бизнесмена Гургена Арсеняна. В 2012 году Арсенян попал в парламент через «Процветающую Армению». Он наиболее известен владением множеством гектаров земель в Армавирской области и компанией «Юникорн», наконец, двумя самолетами «Zenair», которые в том же 2012 он с большой помпой подарил Карабаху…