«Зангезурский коридор» не имеет ничего общего с экстерриториальностью, заявил вице-премьер Азербайджана. По его словам, все еще имеют место спекуляции относительно терминов «транспортный коридор» и «экстерриториальность», хотя они даже не связаны друг с другом.
В сентябре премьер-министр Армении заявил с трибуны ООН, что подобные притязания у Баку все же есть: «Азербайджан намекает, что Армения должна предоставить экстерриториальный коридор, и это, по их мнению, следует из статьи 9 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. Трехстороннее заявление является публичным документом, и в статье 9 нет ничего о коридоре, экстерриториальности и т. д.».
Представитель Азербайджана в трехсторонней комиссии по разблокировке транспортных коммуникаций в регионе утверждает, что транспортный коридор подразумевает совсем другое и что в Армении об этом прекрасно знают.
«Транспортный коридор — это маршрут, проходящий через территории нескольких стран, которые проводят согласованную транспортную, таможенную и иную политику с тем, чтобы уменьшить затраты и время прохождения грузов для упрощения перевозок. Что касается вопроса нарушение суверенитета, напомню, что согласно пункту 9 заявления от 9 ноября, контроль за транспортным сообщением на территории Армении должна осуществлять пограничная служба ФСБ Российской Федерации. Насколько этот факт нарушает суверенитет Армении, мы должны спросить у правительства Армении».
Как ранее заявил премьер-министр Никол Пашинян, проект решения армянского правительства об открытии 3-х контрольно-пропускных пунктов на границе Армении и Азербайджана для обеспечения сообщения между восточными районами Азербайджана и Нахичеваном официально существует уже несколько месяцев, и против данного решения выступает президент Азербайджана.
Один из упомянутых КПП находится в Сотке, второй и третий — в Ерасхе и Караундже, соответственно. Пашинян периодически предлагает пересекать границу Армении в установленном армянскими законами порядке, «хоть сегодня езжайте в Нахичевань». Баку считает это предложение нереалистичным.
«Дорожный мониторинг показал, что дороги, выходящие из этих пунктов, по рельефу и климату непригодны для транспортного сообщения с Нахичеванью и особенно для международных транзитных перевозок, что является одной из целей разблокирования. Армения не хочет предоставлять оптимальную дорогу для автомобильного сообщения, которая была рекомендована по результатам того же мониторинга», — сказал Мустафаев, не уточнив, однако, кем проводился мониторинг и что это за «оптимальная дорога».
Также, по его словам, очень важно согласовать режимы международных транзитных грузоперевозок, а также договориться об установлении упрощенных режимов для внутренних перевозок на паритетной основе.
Армения неоднократно заявляла, что маршруты должны действовать под суверенным контролем и в соответствии с национальным законодательством стран. Азербайджан, в свою очередь, настаивает на беспрепятственном проезде, без таможни, при этом сравнивает проходящую через Сюник дорогу с Лачинским коридором.
В ходе визита в Ереване в июне глава МИД Росии подтвердил: дорога из Азербайджана в Нахичевань будет основываться на территориальной целостности и суверенитете Армении. Правда, свои слова о том, что действовать она будет в упрощенном режиме, дипломат не пояснил.
В прошлом году председатель Совета Европы и министр иностранных дел РФ заявили, что главам Армении и Азербайджана удалось договориться по вопросу железной дороги, а переговоры вокруг автомобильной дороги продолжаются. По прошествии месяцев никакого ощутимого прогресса в этом направлении не зафиксировано.