Несмотря на то, что пенсионные фонды не могут проявлять дискриминацию по половому признаку, некоторые критерии расчета способны поставить женщин в неблагоприятное — по сравнению с мужчинами — положение.
Гендерный пенсионный разрыв — разница между пенсиями, получаемыми мужчинами и женщинами. Статистика показывает, что в разных странах мира этот разрыв может достигать 50%. К примеру, в богатой стране Великобритания пенсия мужчин превышает женскую почти на 38%.
Накопительный компонент пенсионной системы действует в Армении с 2011 года. До 2014 он действовал на добровольной основе, то есть лица, достигшие 16-летнего возраста, могли присоединиться к системе добровольно. С 2014г. система стала обязательной для всех граждан, родившихся после 1974 года.
Теперь параллельно накопительной системе все еще действует прежняя — распределительная система (либо — «система солидарности поколений»), в рамках которой пенсия формируется за счет налогов всех трудящихся, а ее размер определяется не выплатами человека, а на основании трудового стажа. С рождением ребенка женщины лишаются стажа.
И хотя отпуск по уходу за ребенком длится 3 года, в качестве трудового стажа исчисляются только первые 2. В отпуске по уходу за ребенком женщина может получить максимум 6-летний трудовой стаж: то есть даже при наличии более 3-х детей, максимальный срок трудового стажа составит 6 лет.
В накопительной системе все несколько иначе. Здесь пенсия накапливается за счет удержаний с зарплаты, вне зависимости от стажа трудящегося. В 2011-2014гг. система была такова: если гражданин не получает базовую прибыль, пенсию он не накапливает. Таким периодом может считаться не только безработица, но и обучение, обязательная военная служба, отпуск по уходу за ребенком (в возрасте до 3-х лет).
В закон от 2014г. внесли поправки. Теперь в первые два года отпуска по уходу за ребенком работодатель и государство ежемесячно выплачивают в накопительный фонд 3 и 5 тысяч драмов, соответственно. Таким образом, в течение трех отпускных лет женщина накапливает 192 тысячи драмов. Продолжи она работать, даже на среднюю зарплату, накопила бы в четыре раза больше — 810 тысяч.
Государство объясняет эту диспропорцию тем, что во время декрета (отпуск по беременности и родам — максимум 140 календарных дней) женщина получает пособие на ребенка.
С одной стороны, единовременное пособие при рождении ребенка и выплачиваемая во время декрета частичная зарплата выдают за спецмеры, поощряющие рождаемость, с другой — ими оправдывают фактическое сокращение пенсионного фонда работающих женщин.
К числу существенных обстоятельств, способствующих гендерному разрыву пенсий, причисляются также гендерный разрыв в зарплатах и различные проявления неравенства на рынке труда, говорит правозащитница Анаит Симонян.
«Накопительная пенсия зависит от доходов. Учитывая, что в Армении существенный гендерный разрыв в оплате труда, и исходя из логики накопительной системы, это неизбежно приведет в том числе к гендерному разрыву между пенсиями.
Кроме того, вследствие существующих в обществе стереотипов, дилеммы «работа или семья», а также недостатка механизмов защиты от дискриминации в трудовых отношениях женщины зачастую оказываются вне рынка труда или не могут полноценно самореализоваться на рынке труда. То есть вовлекаются в работы с более гибким графиком, с возможностью занятости на полставки, но с меньшей зарплатой, в результате чего накопленная ими в течение лет пенсия будет меньше».
Согласно исследованию 2020г. Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и Статистического комитета Армении, уточненный гендерный разрыв в почасовой оплате в Армении оценивается в 28.4%. Кроме того, женщины работают меньше часов (на 14.3% меньше мужчин), следовательно, получают меньше и накапливают меньшую пенсию.
Также можно обсудить вопрос продуктивного и репродуктивного труда.
Юрист Нвард Пилипосян отмечает, что неоплачиваемым репродуктивным трудом женщины занимаются несравнимо чаще: домашние дела, уход за детьми, пожилыми, больными и т.д. Это тоже влияет на накопительные пенсии.
«Им не платят за домашний труд, это, естественно, не рассматривается в качестве пенсионного компонента. Сare economy у нас никак не зарегистрирована, она как таковая работой и не считается.
С другой стороны, существует проблема незарегистрированной занятости. Конечно, утверждать, что незарегистрированных работниц-женщин больше, чем работников-мужчин, я не могу. Есть сферы, к примеру, рабочий труд, в которых мужчин значительно больше: во многих случаях он не зарегистрирован. По части женщин — например, работа няньки, педагога, репетитора и пр. также, как правило, не бывает зарегистрированой. Следовательно, пенсия не накапливается.
Также важно понимать, в каких сферах больше женщин и в каких — мужчин, сравнить оплаты в соответствии со сферами. То есть этот принцип равноценной оплаты за выполнение одинаковой работы предполагает не тот же труд, а идентичный. К примеру, труд рабочих и уборщиц: они выполняют идентичную работу, потому что оба вида труда не требуют высокого образовательного ценза, но требуют физической нагрузки. Международные исследования показывают, что во многих странах физический труд мужчин оплачивается выше физического труда женщин».
Согласно Центробанку, по состоянию на сентябрь 2022г. число участников пенсионных фондов составило 731 766, 49% из которых (360 419) — женщины (женщины составляют почти 53% населения Армении). Тот же источник сообщает, что сбережения женщин на 8% меньше, чем у мужчин.
Выходит, что ни распределительная пенсионная система, ни накопительная не гарантируют пропорционального социального обеспечения. Если в первом случае проблема связана с нерассчитываемыми годами отпуска по уходу за ребенком и неоплачиваемым репродуктивным трудом, во втором — прибавляется также вопрос разрыва в зарплатах, мизерного возмещения работодателем и государством периода отпуска по уходу, неоплачиваемого репродуктивного труда.
Невозможно сказать точно, каким будет этот разрыв в 2036 году, когда участники пенсионного фонда получат свои пенсии впервые. Тем не менее, существующие цифры более или менее дают начертания будущего.
Пожилым женщинам нужно обладать ресурсами, чтобы самостоятельно удовлетворять свои социальные нужды, они не должны надеяться на пособие для социально необеспеченных и не должны наказываться за проделанную ими долголетнюю неоплачиваемую работу.
P.S. Согласно новой регулировке, вступившей в силу с 1 января, государство будет предоставлять всем пособие на уход за ребенком до 2-х лет, вне зависимости от места проживания (село, город). Причем, пособие по уходу получают также те матери, которые не воспользовались отпуском по уходу за ребенком и вышли на работу. Пособие матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, составляет 37 500 драмов, в остальных случаях — 31 600 драмов.
Ани Тадевосян