Премьер-министр Никол Пашинян с трибуны Национального собрания: «Мир возможен, если во всех своих международных отношениях Армения четко зафиксирует, что признает Республикой Армения территорию в 29 800 кв.км., конкретнее — территорию Армянской ССР».
Армения признает Азербайджан
«Мирный договор между Арменией и Азербайджаном будет реален, если обе страны четко, без двусмысленности и ловушек, признают территориальную целостность друг друга и обязуются не предъявлять друг другу территориальных требований ни сегодня, ни когда-либо еще». Пашинян напомнил, что договорился об этом с президентом Азербайджана 6 октября 2022г. в Праге и 31 октября — в Сочи, что зафиксировано в соответствующих публичных заявлениях.
По его словам, утверждения Азербайджана о том, что Армения отказалась или отказывается признавать его территориальную целостность, не соответствуют действительности. Армения сама предложила прикрепить к договору утвержденные СССР карты Армянской и Азербайджанской ССР в качестве основы территориальной целостности двух стран.
«А», «Б», «А+1», «А-1»
Дело в том, что обычно ссылки делались или делаются на будущее Нагорного Карабаха, но, как заметил Пашинян, важно в какой-то момент, за весь период существования конфликта, коснуться и вопроса статуса НК.
«За все время карабахского конфликта принципы территориальной целостности и самоопределения ставились рядом. Тем самым констатировались факты, в которых мы не можем признаться, но они существуют независимо от нашего признания. В этом контексте право на самоопределение означает, что ты поднимаешь вопрос о пересмотре статуса интересанта — условного «А». Теоретически это может означать пересмотреть статус «А», превратить в статус «Б» или пересмотреть и не менять, или пересмотреть и превратить в статус «А+1», «А-1», — продолжал премьер, отметив, что не зафиксировав статус «А» речи о каком-либо будущем статусе — самоопределении — быть не может.
«Если поднимаешь вопрос самоопределения, значит являешься частью чего-то. Если не являешься частью чего-то, значит, либо ты уже самоопределился, либо нуждаешься в самоопределении. Сейчас мы сами своими руками, в известное вам время, создали этот переговорный, политический, геополитический факт, зацементировали, но после этого сказали: хотим для Нагорного Карабаха статус «Б», но публично так и не приняли статус «А». Тем самым обманули сами себя, народ Армении, народ Нагорного Карабаха». Никол Пашинян также подчеркнул, что пока «мы не примем этот факт, мир никогда не наступит».
Соседские отношения
Премьер видит серьезную возможность установления нормальных отношений с Турцией. Возможность, по его словам, увеличилась после того, как Армения по-человечески отреагировала на землетрясение в соседней стране.
«Десятки флагов Республики Армения, развевающихся перед министерством иностранных дел Турции в связи с визитом главы МИД Мирзояна в Анкару, были не просто атрибутом, а удивительной констатацией того, что надежда может появиться там, где царит отчаяние. Флаги Армении и Турции взвились над руинами наших отношений и катастрофического землетрясения. И я надеюсь, что в ближайшее время граница Армения-Турция действительно откроется, и это создаст основу для развития нормальных соседских отношений», — заявил Пашинян.
В этой связи он указал на важность того, чтобы в ближайшие месяцы была выполнена договоренность открыть границу для граждан третьих стран и имеющих диппаспорт. Этого, по его словам, может и не случиться, если новое восприятие, впечатления, созданные гуманитарными и соседскими ценностями, со временем остынут, поблекнут, а их воздействие на политические, дипломатические решения исчезнет.
Грузия и Армения
Региональные стабильность и мир на Южном Кавказе могут привести к консенсусу между Западом и Россией, считает премьер-министр.
«Азербайджан в эйфории после 44-дневной войны и думает о том, чтобы взять как можно больше, а если это возможно, то получить все. И международное положение дел еще больше раздувает это восприятие. По сути, Азербайджан прямо или косвенно превратился в энергетический и логистический перекресток, и его важность и для России, и для некоторых западных стран выросла. Но эта ситуация содержит и риски, и возможности».
Риски, по словам Пашиняна, можно наблюдать практически ежедневно, а возможность заключается в том, что Южный Кавказ сам по себе является большим перекрестком. И не меньшую роль в этом играют Армения с Грузией.
«Если наш регион снова взорвется, по крайней мере с точки зрения энергетики это может стать проблемой и для России, и для Запада со всеми прочими вытекающими из энергетики последствиями», — заключил глава Кабмина.