С 4 июня передвижение людей из Карабаха в Армению и из Армении в Карабах частично восстановлено. В сети появляюстя видео того, как армяне проходят через азербайджанский КПП. Пограничницы проверяют паспорта, задают вопросы. Пограничники контролируют территорию. Азербайджанкие СМИ представляют это в качестве свидетельства «бесперебойной» деятельности коридора.
Передвижение людей осуществляется исключительно в сопровождении миротворческого контингента. Иногда через пропускной пункт проезжают машины Красного Креста (такой возможности у организации не было почти месяц — велись переговоры по поводу порядка проезда). Азербайджанцы проверяют в том числе авто гуманитарной миссии, паспорта пациентов и их провожатых.
С начала мая (после установки и первого запуска азербайджанского КПП) карабахская Полиция тоже взялась за контроль дороги. Чтобы люди «не оказались в ловушке азербайджанской пропаганды», полицейские предотвращают попытки воспользоваться коридором, а следовательно и КПП.
Между тем, официальный Степанакерт
— требует привести в исполнение решение Международного суда, обеспечив бесперебойную, беспрепятственную перевозку людей и грузов;
— напоминает о заявлении от 9 ноября 2020г., согласно которому Лачинский коридор должен находиться исключительно под контролем российских миротворцев;
— заявляет, что азербайджанский КПП незаконен.
В условиях отсутствия гарантий безопасности Степанакерт сначала уклонялся от санкционирования прохождения своих граждан через контрольно-пропускной пункт. Впоследствии были сделаны исключения для тяжело больных, которых сопровождал Красный Крест, и для имеющих неотложные проблемы — их сопровождали миротворцы.
см. также Армян Карабаха душат. В Шуши праздник
Часть карабахской оппозиции протестует против беспрецедентной активизации передвижения. Президента Араика Арутюняна винят в легитимизации незаконного КПП.
Почему местная власть нарушила красную черту, которую сама же и обозначила, и приняла решение о том, что арцахцы должны пользоваться азербайджанским КПП, установленным в Лачинском коридоре. Ответ на этот вопрос в ходе состоявшейся на днях встрече пытались получить от Арутюняна члены движения «Фронт безопасности и развития Арцаха».
Движение было создано перебрвшимся в Карабах в прошлом году российским миллиардером Рубеном Варданяном, назначенным госминистром, а впоследствии снятом с должности. Сейчас Варданян стал одним из лидеров оппозиции. По словам местных, он соперничает с бывшим министром обороны Карабаха, бывшим секретарем Совбеза Самвелом Бабаяном и сотрудничает с экс-президентами Бако Саакяном и Аркадием Гукасяном. Во Фронт вступили некоторые карабахские депутаты и общественные деятели.
см. также Митинг в Степанакерте: Дворцовые интриги и московская наглость
После встречи было объявлено, что решение пользоваться КПП президент объяснил общественным требованием.
«Было принято решение о том, что это — красная черта. Для нас неприемлемо, по каким-то причинам это уже не красная черта. Араик Арутюнян попытался выдать это за общественное требование, объяснить, что оно таково, у многих имеется множество вопросов, проблем. Тогда для нас приемлемо, чтобы наших больных перевозил Красный Крест. Однако мы видим, что КПП стали пользоваться более широкие круги, это неприемлемо», — заметил глава оппозиционной фракции «Справедливость» Давид Галстян.
Он уверен, что подобного общественного требования в Карабахе нет. Более 60 000 человек (в том числе — Араик Арутюнян) поддержали, по его словам, сбор подписей под лозунгом «Нет этнической чистке Арцаха», в тексте сказано, что установленный в Лачинском коридоре азербайджанский КПП является красной чертой.
Еще в дни так называемой «экологической блокады» остававшиеся в ней люди жаловались в частных беседах на коррупцию (российские миротворцы берут с людей деньги за перевод в Армению и обратно, богачи и некоторые государственные деятели могут, когда нужно, выезжать и въезжать в Карабах, бедняки в блокаде и т.д.). Существуют семейные обстоятельства, вопросы, связанные с медициной и образованием, многим приходилось платить, чтобы выехать в Армению и затем вернуться. На эти теневые сделки время от времени намекали и оппозиционеры. Говорить об этом публично люди не хотят.
см. также Нас убивают, откройте дорогу. Карабахцы пообщались с «духовитыми» российскими миротворцами
С другой стороны, родственники людей с проблемами со здоровьем жалуются (в том числе публично) на том, что после установки контрольно-пропускного пункта очереди выросли, ждать возможности перевозки больных в Армению приходится месяцами.
см. также Азербайджанский КПП как способ давления на армян
После установки КПП проблемы усугубились. Поначалу была надежда на то, что российской стороне удастся добиться устранения контрольного пункта. Переговоры, однако, не дали результата.
см. также КПП в Лачине: Жалобы на Россию есть, альтернатив нет
На эти темы оппозиционный депутат не говорил. Вместо этого напомнил, что азербайджанский КПП небезопасен: «Что именно — я сказать не могу, но по разговорам с людьми, которые выезжают, приезжают, говорят, что отношение очень неуважительное, это неприемлемо, армянам не подобает ездить по этой дороге».
Непонятно, что будет с участниками карабахской войны, то есть с большей частью проживающих в Карабахе мужчин. Гарантий того, что их не станут похищать, увозить в Баку и предъявлять обвинения, нет.
см. также Нештатные карабахцы зовут на улицу
«С армянской стороны нет никакой гарантии, никакого действия мы не видим… если вдруг они создадут проблему, как мы среагируем? Что мы будем делать? Вся надежда на российских миротворцев, никакой гарантии с армянской стороны нет. Возможно, есть с российской, я не знаю», — сказал Давид Галстян после встречи с президентом.
Накануне в ходе встречи с президентом РФ премьер-министр Армении рассказал, что в Карабахе уже несколько месяцев нет газа и электричества, ситуация в Лачинском коридоре остается довольно напряженной. «К сожалению, там остается напряженной гуманитарная ситуация. Ситуация в Лачинском коридоре остается довольно-таки напряженной. Между прочим, должен подчеркнуть, что сейчас доставки продовольствия в Нагорный Карабах проводятся с помощью российских миротворцев, и это ограниченное количество продовольствия. В общем, гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе продолжается, и это тоже очень важный вопрос. Я уверен, сегодня мы [его] обсудим».
Сложившаяся ситуация обсуждается с декабря прошлого года, но блокада и энергетический кризис не устранены.