Несколько дней назад первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева написала в Telegram-канале о том, что они мечтают послушать мугам в Карабахе. На это через соцсеть «Фейсбук» отреагировала супруга премьер-министра Армении Анна Акопян: «Я приглашаю Мехрибан Алиеву в Арцах, она будет нашим гостем. Нашему народу, арцахцам известно, как принимать гостей, как уважать гостя, а одно из правил нашего гостеприимства — почтить гостя желаемой им музыкой».
Акопян назвала свой пост приглашением и выразила готовность посетить Баку в случае, если первая леди Азербайджана его примет. «Думаю, это может стать способом реальной реализации очень высокой цели резолюции Совета безопасности ООН N 1325 [«Женщины, мир и безопасность»] во всем мире. Но если Мехрибан Алиева имеет в виду то, что их мечта — послушать в Арцахе мугам и сделать это путем войны, я уверяю, в таком случае мечта останется неосуществленной. Не только останется неосуществленной, но, если они начнут новую войну, вероятно, появятся новые места, слушать в которых мугам станет для них несбыточной мечтой.
Когда Мехрибан Алиева от своего и от имени своего народа говорит, что мечтает послушать в Арцахе мугам, для достижения этой цели существует только один путь — мир, добрососедские отношения с Арцахом и взаимные визиты в качестве гостей. Разным народам мира удалось преодолеть войны, которые длились еще дольше, удалось преодолеть вражду, и сегодня между ними нет границ, они живут в одном экономическом союзе, это лучшие друзья: если это получилось у других европейских народов, почему не получится у нас? Просто азербайджанская сторона должна проявить политическую волю и, наконец, стряхнуть с себя манию войны, осознав, что так она ничего не добьется. Хочу еще раз повторить, что приглашение делается на полном серьезе».
Пост Акопян сопровождают флаги Армении, Арцаха и хештеги #Womenforpeace, #Womenspower, #Artsakh, #Artsakhstrong, #Armenia.
Этот пост последовал за выступлением Анны Акопян 4 декабря на съезде в ереванской гостинице DoubleTree by Hilton. Мероприятие посвящалось обсуждению упомянутой резолюции ООН и вытекающей из нее национальной программы.
«Кампании «Женщины ради мира» уже полтора года. Она напрямую связана с произошедшими в Армении политическими переменами. Мой муж стал премьер-министром, а я автоматически — супругой премьер-министра или главы государства. И так как, как я уже не раз говорила, в ходе четырехдневной войны в апреле 2016 года я в качестве главного редактора [газеты «Айкакан жаманак»] следила за боевыми действиями с очень близкого расстояния, за поступающей информацией о жертвах, военных преступлениях, множеством ужасающих событий, и я это глубоко переживала…
И так как есть угроза того, что одна из сторон конфликта всегда может возобновить войну, считая, что войной или широкомасштабными боевыми действиями ей удастся скорее добиться решения в карабахском конфликте, я решила сделать что-то, чтобы предотвратить это. Так появилась кампания «Женщины ради мира», которая носит декоративный характер по сути, о которой впервые я говорила во время визита в Москву.
Каков посыл кампании? Мы, как женщины и матери, призываем и требуем от всех вовлеченных в карабахский конфликт сторон и стран-посредников не идти военным путем, не допустить повторения боевых действий, пытаться найти решение конфликта путем мирных переговоров.
Чем я аргументирую это послание? Тем, что с момента заключения в 94 году режима прекращения огня прошло уже 25 лет.
Эти 25 лет у нас есть переговорный процесс, который, по сути, проходит на разных этапах, под разными названиями, но, как говорится, воз и ныне там, и мы находимся там же, где были на момент заключения режима прекращения огня. Каждый год, каждый месяц, каждую неделю у нас жертвы с обеих сторон, эти жертвы ни на сантиметр не приближают нас к урегулированию конфликта», — заявила Акопян.
За общим и сбалансированным введением последовала критика в адрес «одной из сторон конфликта»: Акопян заговорила об апрельской военной эскалации 2016 года:
«В 2016-ом одной из сторон конфликта подумалось, что она может начать широкомасштабное наступление и попытаться решить вопрос в течение нескольких дней, добиться исполнения своей мечты, как они это формулируют. Но что показал и этот опыт, который, фактически, имел место через 22 года после вступления в силу режима прекращения огня?
На протяжении 22 лет эта сторона готовилась, — это не секрет — вооружалась, закупала самое дорогое оружие последнего поколения, и есть множество докладов о том, что гонка вооружений не приведет ни к чему хорошему.
То есть после 22-летней подготовки была сделана попытка разрешить конфликт путем войны, и мы имеем, что имеем. У них — порядка тысячи жертв, у нас — сотня, и снова конфликт находится там же, где был после подписания режима прекращения огня.
Так, по моему убеждению, можно продолжать еще 25 лет, можно оставить этот конфликт нашим внукам, правнукам и каждый год нести потери. Каков другой вариант? Он заключается в том, что, как я, как множество армянских женщин, женщин других стран конфликта… Я не говорю, что одно лишь послание женщин поможет, но это будет очень важным и имеющим вес словом для прекращения этой практики, для того, чтобы действительно сесть за стол переговоров и найти решение за столом переговоров».