Поступок подсудимых по делу «1 марта» должен квалифицироваться по статье 309 УК (Превышение должностных полномочий), считает прокурор Геворг Багдасарян.
«Уголовный кодекс предусматривает составы преступления, которые общи и специальны, одно поглощает другое, когда специальная норма поглощает общую норму. Когда есть специальная норма, квалифицировать поступок общей нормой нельзя, когда есть особый состав преступления, ты не можешь квалифицировать поступок по общему составу преступления, нужно делать это по специальному составу преступления. Такое соотношение имеют третья часть статьи 309 и статья 300.1 Уголовного кодекса, по которым квалифицировались поступки четверых подсудимых», — заявил он в беседе с журналистами.
По словам прокурора, поступок подсудимых квалифицировался по статье 300.1, что обусловлено конкуренцией специальной и общей норм.
«Тогда поступок не мог квалифицироваться по статье 309, так как существовала статья 300.1. Сейчас нет статьи 300.1, этот поступок должен квалифицироваться по статье 309. Есть вопрос механизма, этот вопрос и поднят в Конституционном суде. Мы предлагаем суду, чтобы и он поднял вопрос, чтобы права пострадавших не нарушались из-за отсутствия механизма», — отметил Багдасарян.
Так как после отмены специальной нормы, по его словам, возникает вопрос переквалификации поступка, а нормы уголовно-процессуального кодекса Армении не предоставляют такой возможности, блокируют производство, генеральный прокурор обратился в Конституционный суд, чтобы определить конституционность норм, подлежащих применению прокуратурой.
В ответ на ходатайство стороны защиты прокуратура представила суду обоснования того, почему вместо прекращения преследования он должен обратиться в КС и выяснить, соответствует ли Конституции норма, обязывающая прекратить преследование в такой ситуации.
«Когда в поступке человека, тем не менее, есть преступление, и ты прекращаешь преследование из-за формального требования, выходит преступление имело место, был пострадавший от преступления, но данный человек не был привлечен к ответственности. А международные правовые документы и позиции Кассационного суда констатируют, что это нарушает право пострадавшего», — отметил Багдасарян.
На вопрос о том, не является ли незаконным затягивание уголовного производства в отношении подсудимых в период с момента признания противоречащей Конституции и недействительной статьи 300.1 УК до обсуждения поданной прокурором жалобы в КС, Багдасарян дал отрицательный ответ.
«Существует решение Конституционного суда касательно статьи 300.1, мы отмечаем, что в поступке есть также иной состав преступления, а все возможности квалифицировать поступок по ней и совершаемые в этом направлении шаги не могут считаться незаконными. Напротив, отсутствие подобной возможности связано с вопросом конституциональности, потому что в результате имеется преступление и человек, освобожденный от ответственности за это преступление», — ответил прокурор.
26 марта Конституционный суд признал антиконституционной статью 301.1 Уголовного кодекса (Свержение конституционного строя), по которой предъявлено обвинение экс-президенту Роберту Кочаряну.
1 марта 2008 года власти Армении (действующий президент Кочарян, признанный ЦИК победителем на президентских выборах Серж Саргсян) разогнали несогласных с итогами президентских выборов — мирную акцию, которая в течение 10 дней оставалась на площади Свободы, — а вечером применили к сторонникам оппозиции огнестрельное оружие.