На сегодняшнем заседании армянского правительства Никол Пашинян прокомментировал «оперативную ситуацию» на армяно-азербайджанской границе, высказался о проводимых переговорах, «сливе» содержания трехстороннего документа по Карабаху, его решении обратиться в ОДКБ, необходимости демаркации и делимитации, попытках превратить внешние вызовы в предмет спекуляций внутри страны и значении этих спекуляций в информационной войне. Мы выделили некоторые его высказывания.
— Оперативная ситуация на известных всем нам участках армяно-азербайджанской границы – в Сюникской и Гегаркуникской областях – не претерпела изменений. Ситуация, конечно, продолжает оставаться напряженной.
— На территории Армении остается порядочное число азербайджанских военных (примерно 500-600 человек на различных участках).
— Логика действий наших ВС такова: стратегическими действиями ограничить потенциал действий азербайджанцев.
— В политическом смысле наша задача заключается в том, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля, сделать все возможное для исключения любого военного сценария, и добиться того, чтобы представители азербайджанских ВС покинули территорию Армении.
— По сути, позиции наших международных партнеров и Республики Армения идентичны, как-то: представители ВС Азербайджана должны покинуть территорию Армении. На рабочем уровне данный факт зафиксирован.
— Чтобы не делать этого, Азербайджан использует определенные рычаги, и в Республике Армения у него есть — неожиданно или уже очень ожидаемо — союзники.
— В современном мире информационная война иногда важнее происходящего непосредственно на поле. Не стану избегать употребления этих слов: у Азербайджана есть агенты информационной войны в политической элите Армении. Деятельность этих людей не нова. В 2020-м они публично призывали Азербайджан напасть на Армению. Недавно эти люди на самых разных участках показывали направления, по которым можно максимально безопасно пересечь границу с Арменией. Теперь они содействуют Азербайджану, создавая для него возможность уклониться от реализации дипломатических договоренностей.
О «слитом» документе
— В интернете распространился документ, 90% содержания которого закрыто черным. Он представляется в качестве доказательства того, что правительство Армении подписывает антиармянский документ… Почему его содержание закрыто, скрыто?
— Иначе как деятельность агентурной сети в информационной войне, проводимой Азербайджаном, я это назвать не могу.
— Нужно проанализировать, откуда они получают эти рабочие документы. Между Россией, Арменией и Азербайджаном ведется трехсторонний разговор. Анализируя ситуацию, я понимаю, что эти бумаги они получают из Азербайджана.
Решения, достигнутые нами на данный момент по предварительной договоренности с нашими международными партнерами, на 100 процентов соответствуют интересам Армении.
Да, если Азербайджан реализует эти договоренности, я подпишу данный документ. Потому что он на 100 процентов соответствует интересам Армении.
— Эту бумагу я не подпишу, просто потому, что некорректно… Ведутся переговоры, есть предложения и так далее.
Речь об обнародованном затем Сержа Саргсяна документе, в котором (согласно опубликованному отрывку) закреплены принципы демаркации армяно-азербайджанской границы. Согласно источнику, будет создана комиссия, которая установит правила демаркации. Она будет основана на картах СССР, географической целесообразности и существующих реалиях.
Напомним, что в ходе напряженности на армяно-азербайджанской границе на необходимости демаркации настояла российская сторона в лице главы МИД и президента, которые заявили об этом несколько раз.
Как стало возможно пересечение границы азербайджанскими военнослужащими
— После войны граница нашей страны растянулась на несколько сотен километров.
— Участки, с которыми мы имеем дело, представляют собой горные участки, большую часть года они под снегом, инженерные работы там проводить невозможно. В каком состоянии граница на этом участке с армянской стороны, точно в таком же она с азербайджанской.
— Необходимо сопоставить эту ситуацию в заявлением от 9 ноября (по Карабаху). По нашей оценке, движение азербайджанских войск противоречит трехстороннему заявлению.
Много говорится о том, что Республика Армения обратилась в ОДКБ, не оказав вооруженное сопротивление. Все, кто знаком хотя бы с несколькими абзацами договоров ОДКБ, должны знать, что ОДКБ для того и существует, чтобы кризисные ситуации разрешались без огня.
В рамках этой организации не нужно стрелять и приглашать стрелять других. Механизмы ОДКБ должны применяться для недопуска эскалации и разруливания ситуации политико-дипломатическим путем.
Важно понять, какова, в конце концов, цель азербайджанской стороны.
Один из вариантов, который мы обсуждали, разжигание войны. Мы должны сконцентрировать внимание на том, что это действие по крайней мере по части Сюникской области осуществляется на самом узком участке Сюника и территории Республики Армения. Широта составляет 26 квадратных метров, и если бы ситуация вышла из-под контроля, развитие могло быть неуправляемым и привести к большим проблемам.
Наблюдая за процессами внутри страны, нельзя исключать, что цель этих действий — воздействие на внутриполитические процессы Армении, на результаты выборов и, возможно, оказание политической помощи действующей в Армении агентурной пропагандистской сети.
О демаркации и делимитации
Много говорится об определении границ. Теперь армянское общество пытаются запугать этим вопросом. Хочу со всей ответственностью сказать, что делимитация границ нужна Азербайджану в той же мере, что Республике Армения.
— Уточнение границ и — на каком-то этапе — демаркация и делимитация – важнейшая гарантия безопасности.
— Но нужно понимать, что это непростой процесс. Из постсоветских стран – во всяком случае, в нашем регионе, — нет страны, которая довела этот процесс до конца.
О деблокаде
— Разблокировка коммуникаций – один из важнейших приоритетов.
— Открытие коммуникаций необходимо Армении так же, как Азербайджану.
— С 1992 года в отношении Армении проводилась политика блокады, то есть политика блокировки коммуникаций.
— Повестка открытия коммуникаций на руку Республике Армения.
— Не думаю, что мы должны заявлять об этом ежедневно. И на все времена: в контексте коммуникаций никаких вопросов в логике «коридора» мы не обсуждали, не обсуждаем и не станем обсуждать.
О карабахском урегулировании
— Международное сообщество – страны-сопредседательницы Минской группы ОБСЕ – все активнее говорят о необходимости долгосрочного политического урегулирования.
— Это важно, поскольку существует утверждение о том, что вопрос Карабаха решен.
— Карабахский вопрос не урегулирован, и он еще должен быть решен.
— Хочу подчеркнуть политическую волю нашего правительства: да, урегулировать вопрос. Потому что решение всех этих болезненных, проблематичных вопросов необходимо нам с точки зрения исключения долгосрочной войны, начала эпохи мирного развития Республики Армения и армянского народа.