На январском заседании Совета безопасности Армении 1998 года, которое, фактически, стало фатальным для Армении и Арцаха, президент Левон Тер-Петросян представил положение дел, отметив, что специально к тому заседанию заказал исследование, показавшее, что сколь бы мы ни улучшали сбор налогов, сокращали тень, темпы развития страны все равно не преодолеют определенный рубеж, а этого недостаточно для уравновешивания потенциала развития Азербайджана.
Из этого следует, что идти на решение вопроса нужно в тот момент, когда мы находимся на пике соотношения сил, потому что – в связи с изменением баланса – каждое следующее решение будет хуже.
Те, кто настаивает на обратном, должны были указать на какую-либо допущенную в исследовании методическую ошибку, которая объективно могла поставить под сомнение заключение исследования. Могли, в конце концов, представить собственное исследование, свои методы. Люди ответственные поступили бы именно так.
Но люди, придерживающиеся противоположных взглядов, не имели ни одного аргумента, который поставил бы под сомнение заключение упомянутого исследования. К примеру, премьер-министр Роберт Кочарян выразил мнение, что «максимально используя возможности интернета» можно обеспечить крупный приток инвестиций. Это не путь, а игнорирование фактов. Использование нами интернета никак не меняло потенциал развития стран, тем более что и в Азербайджане был интернет. Сегодня те, кто «удерживает» Арцах через интернет и «смело!» [обыгрывается лозунг протестов 2018 года «духов»], обвиняют друг друга в предательстве.
После войны, когда премьер-министр Армении заговорил о 20-кратной разнице в балансе сил и консенсусе вокруг «плана Лаврова» в Минской группе ОБСЕ, в то же время заявив, что это был неприемлемый вариант, мы получаем ответ на вопрос, почему случилась катастрофа 2020 года: фактами — изменившийся баланс сил и мировой консенсус — пренебрегли.
Игнорирование фактов продолжается по сей день – и властями, и оппозицией. «Российское крыло» оппозиции говорит о возвращении Шуши и Гадрута путем переговоров, а «прозападное крыло», по сути, предлагает конфронтацию с Россией и – броситься в объятия Запада. А все вместе – продолжают ругать турок.
Что даст конфронтация с Россией? Возможно ли вообще подобное при нынешнем уровне российского влияния в Армении? Как нужно ослабить это влияние? У этих людей нет ответов на данные вопросы. Даже если наша история не становится для нас уроком, то нынешнего состояния Грузии и Украины достаточно для того, чтобы понять, что Запад не пойдет на прямую конфронтацию с Россией ради Армении, значит, с каким расчетом предлагается быть антирусским и антитурецким одновременно? Когда не даются ответы на естественные вопросы, остается предполагать, что эти группы людей осблуживают иные интересы, не имеющие отношения к интересам Республики Армения.
На мой взгляд, интересы Армении требуют прямого диалога с Азербайджаном и Турцией. Нравится нам это или нет, уровень суверенитета Армении зависит главным образом от качества отношений со всеми соседями, в том числе — с Турцией и Азербайджаном.
И хотя сторонам выгодно говорить прямо, очевидно, что с Арменией в лице Пашиняна не будут говорить ни Турция, ни Азербайджан, и так дела обстоят уже давно: договорятся с РФ, а о Пашиняне вспомнят, когда будет готово соглашение на подписание. Почему? Потому что Пашинян показал, что он некомпетентен и неадекватен.
О некомпетентности свидетельствует, к примеру, то, что, зная о соотношении сил и позиции мирового сообщества, было решено пренебречь фактами и надеяться на чудо. О неадекватности говорил сам Пашинян, заявив с трибуны Национального собрания, что с середины войны, когда армянские стороны потеряли предусматриваемую «планом Лаврова» половину нашей доли в предполагаемых взаимных уступках, когда противник пожертвовал тысячи жизней и достаточно ресурсов для достижения этого, он согласился на первоначальное предложение, предъявив уже требование о деоккупации потерянного Гадрута.
Пашинян все еще может объявить самоотвод, в случае победы «Гражданского договора» на выборах выбрать премьером другого, уйти, немного расширив и без того крайне суженное окно возможностей Армении. Пребывание у власти лично Пашиняна увеличит цену, которую мы должны заплатить за будущее.
Рафаэль Теймуразян,
из Фейсбука