Осуществляемые полицией и Службой нацбезопасности Армении действия под названием «усиленная служба» не соответствуют цели обеспечения общественного порядка и безопасности в демократическом государстве и являются несоразмерными. Об этом говорится в заявлении Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи.
Вечером 21 июля полиция совместно с сотрудниками СНБ осуществляла так называемую усиленную службу, обыскивая транспортные средства как внутри Еревана, так и передвигавшиеся из столицы в области и обратно. Как сообщили граждане, в различных частях Еревана образовались пробки на 1-2 часа.
Не было никакого обоснования или объяснения массовых действий, вследствие которых было нарушено, а по некоторым оценкам даже парализовано транспортное сообщение в Ереване и за его пределами, в результате чего возникают объективные вопросы касательно правомерности, обоснованности действий и проверок, осуществленных правоохранителями с привлечением больших человеческих, технических и материальных ресурсов.
Только спустя сутки после случившегося полиция, заметив реакцию общества, обсуждения и возникновение разнообразных версий, выпустила заявление о результатах усиленного режима службы.
Не отметив реальной цели «усиленной службы», полиция (упомянутые охрана общественного порядка или обеспечение безопасности дорожного движения – обязанность полиции, выполнение которой при помощи усиленного режима службы должно подкрепляться серьезными обоснованиями) просто заявила, что «в ходе усиленного режима службы было задержано 49 человек по различным подозрениям, проведены обыски и осмотры, в результате которых раскрыто 4 случая незаконного оборота наркотиков…».
Распространив подобное заявление, полиция не только ставит под сомнение непосредственно вопрос соразмерности предпринятых широкомасштабных мер преследуемой цели и результату, но также при помощи предупреждения «подобные спецмероприятия будут носить периодический характер» создает опасения по поводу осуществления несоразмерных мероприятий в будущем.
Отметим, что отсутствие достоверной, обоснованной информации от компетентных органов приводит к возникновению в обществе ряда презумпций, каждая из которых в свою очередь создает необходимость в рациональном объяснении причинно-следственной связи между объемом примененных средств и преследуемой целью. Между тем, попытка полиции представить разъяснения вместо того, чтобы развеять сомнения, усугубила их.
К примеру, одна из версий затрагивала обнаружение полицией и сотрудниками СНБ вооруженной или диверсионной группы: имей это хоть какое-то отношение к реальности, даже для человека, не являющегося специалистом, очевидно, что отмеченным действиям должен был предшествовать ряд мероприятий, работ оперативного свойства, связанных с идентификацией возможных членов вооруженной группы, обнаружения их места и места/мест хранения оружия или вооружения, даже с призывом к гражданам касательно оказания помощи в раскрытии предполагаемого преступления…
Между тем, сначала отсутствие заявления, а затем – неопределенное объяснение, отсутствие мер по вовлечению граждан в раскрытие предполагаемого преступления, необоснованный обыск этих же граждан без какого-либо исключения, предупреждение о проведении в будущем подобных широкомасштабных, но на самом деле необоснованных действий еще раз доказывает предположение о том, что подобные мероприятия должны иметь надлежащую аргументацию.
Правозащитная организация ссылается на ряд международных конвенций и законодательство Армении, в частности, отмечая, что полиция может осматривать и обыскивать транспортные средства при наличии точных данных о хранении, перевозке незаконного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, осматривать транспортные средства в присутствии водителей или граждан, как и перевозимый груз при наличии данных или обоснованных подозрений касательно перевозки имущества или предметов, приобретенных преступным путем, орудий преступления и т.д.
Авторы заявления констатируют, что фактически полиция и, согласно ряду источников, сотрудники СНБ вмешались в частную жизнь людей, однако правомерность этого вмешательства до сих пор не прояснена и не прокомментирована, а об отсутствии достоверности распространенного заявления говорит явная несоразмерность предпринятых мероприятий и зафиксированных результатов.
Следовательно, в отсутствие достоверного официального объяснения или комментария, право и основания для существования имеют все версии, начиная от демонстрации силы со стороны формирующегося правительства, кончая попытками создания в обществе атмосферы страха перед этой силой.
Одна из основ правового и демократического государства – общественная власть, ограниченная правами и свободами человека, одним из свидетельств наличия которой является высокий уровень подотчетности, в связи с чем компетентные органы обязаны как можно скорее выступить с официальным заявлением и представить обществу обоснование массовых обысков.
Что касается реформ в системе полиции Армении, они должны осуществляться на основе защиты прав и основополагающих свобод человека, законности, необходимости и соразмерности, потому что таким должно быть государство, провозгласившее себя правовым и демократическим.
В то же время Ванадзорский офис ХГА требует организации обсуждения с целью оценки правомерности и соразмерности действий полиции от 21 июля 2021 года с участием всех заинтересованных сторон: полиции, прокуратуры, правительства, депутатов Национального собрания и представителей гражданского общества.