«Мы можем терпеть очень долго», — от имени оказавшегося в блокаде народа Арцаха накануне заявил госминистр Рубен Варданян. Во время видеомоста Степанакерт-Ереван он снова заверил, что у армянского населения Карабаха всего три выхода из сложившейся ситуации: либо подчиниться законам Азербайджана и жить в качестве граждан Азербайджана, либо покинуть Арцах, либо — бороться.
Мысль о борьбе он упомянул не в первый раз, правда, российский миллиардер не уточняет способы борьбы. На митинге 25 декабря в Степанакерте он предупредил, что надеяться на чудо, в любом случае, не надо: «Будет и пот, и кровь прольется, и нужно будет проделать большую работу».
«Мы, руководство и народ Арцаха, решили бороться за то, чтобы жить на нашей земле по собственным законам. Это предполагает достаточно жесткую позицию, отличную от позиции Армении, позиции руководства Армении. Об этом уже было объявлено на сайте Совета безопасности», — добавил Варданян.
Ранее Совбез принял заявление, согласно которому, ряд высказываний премьер-министра Армении вызвали обеспокоенность, так как они «не соответствуют ни идеям общенациональной борьбы, ни позиции населения и властей Арцаха». Арцахская власть призывает руководство Армении придерживаться исключительно позиции продвижения и защиты в международных инстанциях права народа Арцаха на самоопределение, используя все возможности и инструментарий международно признанного государства. Никол Пашинян отреагировал на заявление, предложив избегать политических заявлений, которые заводят ситуацию в еще больший тупик.
Ереван, добавил Варданян, оказывает Степанакерту финансовую и юридическую помощь: «Они сказали: вот, что мы можем сделать, не больше… Мы благодарны, но в сложившейся ситуации требуется помощь по многим направлениям».
Сильные русские и будем рядом
Большая часть прозвучавших вопросов относилась к российской миротворческой миссии. В заявлении от 9 ноября, остановившем войну 2020 года, четко обозначено, что Лачинский коридор должен контролироваться российскими миротворцами, которые обязуются обеспечить беспрепятственное передвижение людей, автомобилей и грузов. Уже месяц, как это обязательство не исполняется.
Журналист из Еревана поинтересовался у Варданяна, удовлетворяет ли Степанакерт деятельность миротворцев. Госминистр был эмоционален:
«Мы сделаем все, чтобы российский миротворец чувствовал себя здесь хорошо, чтобы чувствовал, что действительно играет здесь большую роль, что мы, армяне, понимаем их сложную ситуацию, что мы стоим не перед ними, а рядом с ними, потому что они стоят рядом с нами.
Перестаньте в этой ситуации переводить стрелки на русских. Если вы понимаете, что помогаете азербайджанцам, прекратите это все. Пре-кра-ти-те! Не будь здесь российских миротворцев, нас бы здесь вообще не было. О чем вы каждый раз хотите спросить? Чтобы мы их критиковали? Этого вы хотите? Я этого делать не буду. Потому что понимаю, для чего они здесь нужны. Не будь их, не было б и нас. Я повторяю: сделаем все, чтобы российские миротворцы остались здесь, на долгосрочной основе, стали сильнее, а мы будем рядом с ними».
Также госминистр сетовал на то, что у российских миротворцев «очень ограниченный мандат и их очень мало», но и в этом вопросе Степанакерт предпримет любые меры для изменения ситуации: «Российские миротворцы должны отстаться здесь на десятки лет, и обеспечивать безопасность в этом регионе. Я уверен, это единственный путь».
Высказался и глава МИД Арцаха Сергей Газарян: «Одна из важнейших целей последней провокации именно в том и заключалась, чтобы поднять среди армянского населения волну недовольства против российских миротворцев. По-вашему, что должна сделать армянская сторона? Лить воду на мельницу азербайджанской провокации?».
не стопроцентная блокада
Армянская часть Карабаха находится в окружении целый месяц.
Выступая по видеосвязи, арцахские чиновники рассказали о последствиях блокады: 120 000 человек лишены права на передвижение, разделены тысячи семей, сотни больных не могут выехать на лечение, люди с хроническими заболеваниями остались без медикаментов, порядка 1000 человек потеряли работу.
В результате прекращения поставок ощущается дефицит продовольствия, лекарств и топлива. В магазинах почти не осталось товаров, резервные запасы продовольствия будут раздавать по талонам.
В зоне ответственности Азербайджана произошла авария на единственной высоковольтной линии электропередачи, питающей Нагорный Карабах из Армении. Баку препятствует ремонту, по всему Карабаху начались веерные отключения электроэнергии.
Вечером 12 января сообщили, что отключен фиксированный интернет, мобильный работает с перебоями. Компания «Карабах Телеком» проинформировала абонентов о повреждении кабеля на участке, где разместились азербайджанские«эко-активисты«.
И в таких условиях Варданян во время видеосвязи с Ереваном заверил: «Мы можем достаточно долго сохранять свою жизнь» (в прошлом году, напомним, миллиардер отказался от российского гражданства и переехал в Карабах): «И мы понимаем, что это предполагает множество ограничений».
Ранее он сообщил, что блокада, тем не менее, «не 100-процентная, у нас есть дороги жизни, позволяющие привозить немного лекарств и еды». Это заявление его попросили поснить на вчерашней пресс-конференции.
«[Азербайджанская сторона] посчитала, сколько машин въехало в Арцах за 1 месяц — российские миротворцы и Красный Крест. Да, автомобили российских миротворцев и Красного Креста сюда приезжать могут. Но их число… Они подсчитали и представили цифру 400. Это меньше, чем въезжало за 1 день до блокады.
Даже во время самой тяжелой блокады Ленинграда была дорога жизни, по которой доставлялись некоторые вещи, но речь об очень небольшом объеме. Блокада — это не когда все закрывается, а то, что сегодня у нас во всем (медикаменты, продовольствие) нехватка, и люди в этом живут».