63-летнего Мкртича Варданяна решили отправить на пенсию на два года позже — в 65 лет, и платить пенсию меньше, чем ему причитается. Единая социальная служба рассчитала его трудовой стаж и получила меньше 10-ти лет. Варданяну, как сотням других, придется нанять адвоката, обратиться в Административный суд, найти бывших коллег и фотографии, чтобы доказать, что трудовой стаж у него больше.
«Если стаж до 10 лет, согласно пункту 9 закона о пенсиях, на пенсию выходишь с 65 лет и получаешь мизерную сумму. Мне рассчитали меньше почти на 13 лет. Они приводят несколько обоснований: в трудовой истерлась печать, в архиве нет данных о соцвыплатах с прежнего рабочего места. С 82 по 87гг. я работал в межхозяйственном строительном предприятии, затем компания была переименована. Сейчас я нашел главбуха, попросил явиться в суд, подтвердить, что в те годы я работал там. Посмотрим, что решит суд», — рассказал Варданян в беседе с Epress.am.
«Государство отвечает: мы не можем найти в базе доказательства стажа. Но это не должно сказываться на правах гражданина, это следствие плохого администрирования, пенсионер не должен страдать из-за этого», — в свою очередь, заметила адвокат Мануш Есаян. Она представляет интересы трех истцов, требующих пересчета пенсий.
Всем троим не досчитали стаж почти в 10 лет. Они требуют пересмотра решения Единой социальной службы. Все трое жили и работали в Нагорном Карабахе, пенсионного возраста они достигли уже после насильственного перемещения.
Согласно судебной информационной системе, в Административном суде насчитывается минимум 301 требование о перерасчете пенсий.
Факты о стажах в основном «были утеряны» в 90-х, но не только. В 1989-1993г. фондов соцвыплат не было. Стаж за этот период рассчитывается на основании данных национальных архивов. Подтвердить стаж за остальные годы сложно.
«Многие кооперативы закрылись, печати сдавали не всегда, работодатели либо умерли, либо слишком взрослые, чтобы давать показания. Некоторые организации переименованы, например, Ленинаканская стекловолоконная фабрика сейчас называется Гюмрийская фабрика. В таком случае нужна бумага из Министерства юстиции о том, что это та же фабрика», — в беседе с Epress.am сказала адвокат Гаянэ Геворгян.
По ее словам, даже судьи, рассматривая подобные иски, жалуются, что в Минтруда нет внутреннего порядка обжалования, и ради нескольких тысяч драмов пожилым людям приходится ввязываться в судебную волокиту, нанимать адвоката, добывать и предоставлять бумаги. Они в основном добиваются успеха — пенсии перерасчитываются, но поднимают их после оглашения вердикта, а невыплаченные суммы не компенсируются.
«Нам пришлось отозвать свой иск, потому что нам отказали во всех ведомствах: мы не смогли найти 2-х свидетелей, все умерли. Человек работал в поле свеклы, имелась групповая фотография — вместе с коллективом. На ней он молодой… Суд не смог идентифицировать его», — рассказала Геворгян.
Председательница отраслевого профсоюза госучреждений, местных органов самоуправления и общественных служб Анаит Асатрян считает, что государство должно вынести политическое решение и принять действовавшие до 2000г. трудовые книжки. После данные стали оцифровывать.
«Решения должны приниматься ради человека, а не финансовых расчетов. Гражданин мыслит так «из моей пенсии крадут 1000 драмов». А вычислений по поводу того, как это может сказаться на жизни, здоровье пенсионера, нет», — вывела Асатрян.